Найти тему
FlightMode

Авиакатастрофы, изменившие гражданскую авиацию

Кислородные маски, указатели ближайшего аварийного выхода, датчики дыма, система автоматического пожаротушения, ремни безопасности, система предупреждения выкатки самолёта за пределы ВПП и многое другое: всё это сегодняшнему пассажиру может показаться само собой разумеющимся. А когда-то всего этого не было и прийти к этим внедрениям, к сожалению, пришлось ценой человеческих жертв. Поговорим сегодня о страшных вещах – авиакатастрофах, которые сделали авиацию безопасней, чем она была раньше.

Год: 1982

Авиакомпания: British Airways

Информация о распространении вулканического пепла
Информация о распространении вулканического пепла

24 июня 1982 года Boeing 747 авиакомпании British Airways выполнял один из своих самых длительных маршрутов BA9  Лондон–Бомбей–Мадрас–Куала-Лумпур–Перт–Мельбурн–Окленд. Ночью, на высоте примерно 11000 метров салон самолёта начал заполняться запахом гари, а от двигателей начало исходить необычное стробоскопическое свечение, а позже и вовсе вырывающиеся языки пламени. Пока члены экипажа искали причину запаха гари, пилоты включили антиоблединители и табло "Пристегните ремни", хотя по радарам никакого грозового фронта не наблюдалось. Немногим позже запах гари усилился и дополнился запахом серы. Ситуацию усугубило следующее: примерно через пару минут после этого один за одним начали отказывать все 4 двигателя и самолёту пришлось в буквальном смысле планировать. Благо ближайшим аэропортом, на который можно было сесть оказался Джакарта. На высоте 4000 метров пилотам всё же удалось снова запустить двигатели и благополучно посадить лайнер в аэропорту Джакарты. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. После осмотра двигателей выяснилось, что все они были повреждены абразивными материалами, которые представляли собой частицы вулканического пепла от извержения вулкана Галунггунг.

Последствия: Инцидент с рейсом BA9 привёл к тому, что информация об извержении вулканов стала оперативно передаваться всем авиационным службам.

***

Год: 1983

Авиакомпания: Air Canada

Потерпевший катастрофу McDonnell Douglas DC-9-32 Air Canada
Потерпевший катастрофу McDonnell Douglas DC-9-32 Air Canada

В отличии от предыдущего инцидента этот завершился катастрофой и жертвами людей. Лайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Air Canada выполнял рейс AC797 по маршруту Даллас–Торонто–Монреаль. Примерно через 3 часа после взлёта в хвостовой части лайнера отказали три предохранителя, которые защищали электрические цепи от перегрузок. КВС не придал этому должного внимания и посчитал, что сможет их перезапустить позже. Однако спустя примерно час после этого, в хвостовую часть самолёта начал просачиваться дым. Пилоты приняли решение экстренно посадить самолёт в аэропорту Цинциннати. К тому времени, когда лайнер коснулся земли дым уже окутал весь салон и проник в кабину пилотов. Кислородные маски пассажирам не выдавались, так как экипаж понимал, что кислород усугубит пожар на борту. Спустя несколько минут после приземления в салоне McDonnell Douglas вспыхнул пожар. Из находившихся на борту 46 человек погибли 23 пассажира, остальные 23 человека (5 членов экипажа и 18 пассажиров) выжили, 16 из них получили ранения.

Последствия: В 1984 году Национальный Совет по Безопасности на Транспорте предложил массу способов улучшения безопасности авиаперевозок. Бортпроводники стали получать лучшее обучение и противопожарное оснащение. На пол салонов всех гражданских самолётов стали наноситься определённые надписи, указывающие номер ряда и направление к аварийному выходу. Также все самолеты было решено оборудовать детекторами дыма, автоматическими установками пожаротушения.

***

Год: 1985

Авиакомпания: Delta

Хвостовая часть самолёта рейса 191
Хвостовая часть самолёта рейса 191

2 августа 1985 года самолёт Lockheed L-1011-385-1 TriStar авиакомпании Delta Air Lines выполнял рейс DL191 по маршруту Форт-Лодердейл–Даллас–Лос-Анджелес. При заходе на посадку в аэропорту Далласа где погода была плохой самолёт попал в сильный микропорыв (сильное кратковременное нисходящее движение воздуха) от чего потерял высоту, врезался в водонапорную башню и развалился. Погибло 134 человека — 126 пассажиров и 8 членов экипажа (все три пилота и 5 из 8 стюардесс), ещё 1 человек погиб на земле (водитель автомобиля Toyota, который был задет шасси лайнера).

Последствия: Катастрофа способствовала коренному изменению в работе метеорологических служб аэропортов мира.

***

Год: 1988

Авиакомпания: Aloha Airlines

Последствия аварии рейса   AQ 243
Последствия аварии рейса AQ 243

У самолёта Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines, выполнявшего рейс AQ 243 Хило–Гонолулу через 23 минуты после взлёта над первыми шестью рядами первого класса сорвало большую часть конструкции фюзеляжа из-за чего пассажиры и члены экипажа подверглись жутким условиям: низкой температуре, сильному потоку ветра и кислородному голоданию. Пилоты экстренно посадили самолёт в аэропорту Кахулуи на острове Мауи. Не смотря на то, что самолёт благополучно приземлился, жертв избежать не удалось. Из находившихся на борту самолёта 95 человек погиб 1 член экипажа — старшая стюардесса Кларабелль Лэнсинг (в момент срыва части фюзеляжа она находилась посередине самолёта, и потоком воздуха её выбросило наружу, позже тело так и не было обнаружено). 65 человек, том числе обе стюардессы Сато-Томита и Хонда, получили ранения различной степени тяжести (худшее —перелом черепа).

Согласно отчёту, причинами аварии стали: коррозия металла, плохая эпоксидная связка частей фюзеляжа, усталость заклёпок и повреждения металла фюзеляжа (из-за множества циклов «взлёт-посадка»; самолёт совершал только короткие рейсы).

Последствия: ужесточение требований осмотра и технического обслуживания самолетов, совершающих короткие рейсы с большим количеством циклов взлет-посадка.

***

Год: 1989

Авиакомпания: United

Разрушенный ротор хвостового двигателя
Разрушенный ротор хвостового двигателя

McDonnell Douglas DC-10-10 авиакомпании United Airlines выполнял рейс UA232 по маршруту Денвер–Чикаго. Через 1 час после взлёта у него разрушился двигатель №2 (хвостовой). Ротор двигателя разрушился, а его осколки массой около 160 килограммов разлетелись на большой скорости и повредили гидравлические системы. В результате была полностью потеряна гидравлическая жидкость и экипаж потерял возможность управлять всеми рулевыми поверхностями самолёта. Пилоты смогли посадить самолёт в аэропорту города Су-Сити, но из-за правого крена лайнер правым крылом врезался во взлётную полосу и разрушился на четыре части. В результате полученных при ударе травм и пожара погибло 111 человек — 1 член экипажа и 110 пассажиров. Остальные 185 человек — 10 членов экипажа и 175 пассажиров (включая обоих пилотов, бортинженера) — выжили (13 из них совсем не получили ранений).

Согласно отчёту, причиной разрушения хвостового двигателя стала усталостная трещина в роторе, которая не была замечена в ходе технического осмотра самолёта.

Последствия: Внедрены конструкторские изменения в гидравлические системы. Была изменена процедура освидетельствования двигателей самолётов. Были внесены изменения в программу обучения пилотов.

***

Год: 1996

Авиакомпания: ValuJet Airlines

McDonnell Douglas DC-9-32 идентичный тому, что разбился
McDonnell Douglas DC-9-32 идентичный тому, что разбился

Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании ValuJet Airlines, выполнявший рейс VJ592 по маршруту Майами–Атланта был охвачен пожаром через несколько минут после взлёта. За час до вылета из Международного аэропорта Майами грузчики авиакомпании ValuJet Airlines погрузили в передний багажный отсек McDonnell Douglas DC-9-32 несколько картонных коробок, в которых находились просроченные пиротехнические кислородные генераторы для аварийной подачи кислорода в случае разгерметизации самолёта. Один из кислородных генераторов в коробке самопроизвольно сработал: химическое вещество внутри стального корпуса воспламенилось и в отсек начал поступать кислород с одновременным нагревом корпуса до высокой температуры. Затем коробка, в которой находился работающий генератор, загорелась и в грузовом отсеке начался пожар. Пилоты ничего не знали о грузе, а системы о быстром предупреждении о пожаре на приборной панели DC-9 не было. Экипаж попытался развернуть самолёт и посадить его в Майами, но лайнер резко перешёл в пикирование и рухнул в болото Эверглейдс в 36 километрах от аэропорта Майами. Погибли все находившиеся на его борту 110 человек — 105 пассажиров и 5 членов экипажа.

Последствия: На приборных панелях всех самолётов появилась система быстрого предупреждения о пожаре.

***

Год: 1998

Авиакомпания: Swissair

McDonnell Douglas MD-11 авиакомпании Swissair, потерпевший крушение
McDonnell Douglas MD-11 авиакомпании Swissair, потерпевший крушение

Пилоты самолёта  McDonnell Douglas MD-11 авиакомпании Swissair, выполнявшего рейс SWR 111 по маршруту Нью-Йорк–Женева через час после вылета обнаруживают запах гари в кабине. Приняв решение садиться в ближайшем аэропорту Канады, пилоты перед посадкой начинают сбрасывать топливо и через 15 минут после обнаружения проблемы с ними пропадает связь, а самолёт с радаров. Авиалайнер рухнул в залив святой Маргарет в 56 километрах к юго-западу от аэропорта Галифакса. Погибли все находившиеся на его борту 229 человек — 215 пассажиров и 14 членов экипажа.

Расследование причин длилось почти 4 года. 27 марта 2003 года Совет по безопасности транспорта Канады (TSBC) опубликовал окончательный отчёт расследования. В нём указывалось, что возгорание произошло вследствие короткого замыкания в бортовой системе развлечений IFEN (In-Flight Entertainment Network). Благодаря этой системе пассажиры бизнес-класса могли смотреть видео и играть в видео-игры.

Расследование установило, что изоляционный материал металлизированный майлар, покрывавший провода в самолёте, не был достаточно огнестойким. Это привело к распространению пожара и выводу из строя всех важных приборов. Горючие материалы, использованные в структуре самолёта, позволили огню очень быстро распространиться, что привело к полной потере управления и падению лайнера.

Последствия: После установления причины катастрофы был наложен запрет на использование в конструкции самолётов гражданской авиации металлизированного майлара.

Эпилог:

К сожалению, в мировой гражданской авиации есть ещё не один такой случай, который привёл к трагическим последствиям, заставившие производителей авиалайнеров и службы на транспорте улучшать системы, требования и технологии. Увы, полностью защититься от факторов, которые приводят к трагедии невозможно и до сих пор, по всему миру, то тут, то там происходят авиационные инциденты. Тем не менее, мы с вами живём в эпоху, когда самолёты оснащаются всё более современными системами, позволяющими избежать описанных выше случаев. И мы надеемся, что со временем авиационных катастроф с человеческими жертвами не станет вовсе и авиационный транспорт навсегда закрепит статус самого безопасного в мире!

FlightMode