На территории Национального заповедника “Угра”, возле крошечной деревни “Звизжи” Калужской области, расположился самый большой арт-парк в Европе. В коллекции музея десятки ландшафтных инсталляций, объекты современного искусства и архитектуры. Сейчас сюда приезжают художники, архитекторы, организаторы фестивалей. Проводят выставки, концерты и мастер-классы, привлекая зрителей с разных уголков планеты. Но так было не всегда. Формирование, путь и легенды Никола-Ленивца до сих пор будоражат историков и обывателей.
Спасительная лень и освобождение от гнета
Из названия деревни можно предположить, что в ней когда-то жил Никола, который не работал и воспевал лень. Звучит логично, но многовековая легенда гласит иначе. Накануне дня Святого Николая Угодника на деревню напали разбойники. Жители решили не вступать в бой и спешно покинули дома, чтобы спасти их от разгрома. Ночью налетчики праздновали победу, забыли про бдительность и уснули. На рассвете, пострадавшая сторона собрала дружину и силой выгнала чужеземцев. С тех пор местные начали называть деревню Никола-Ленивец, в честь Святого Николая Угодника и лени, которая обезоружила врагов.
Земля у реки Угра славится не только легендами, но и историческими фактами. С 8 октября по 11 ноября 1480 года состоялось “Великое стояние на реке Угра”. Историки считают, что Великое стояние стало отправной точкой к освобождению Руси от монгольского ига. Целый месяц войска Хана Ахмата и Великого княжества московского стояли друг против друга на берегах реки, но к решительному бою так и не приступили. К монголо-татарам не приходило подкрепление, заканчивался провиант, к тому же сильно холодало. Русские не хотели подвергать солдат к смерти, поэтому выжидали, когда враги начнут отступать. Дальше небольших стычек дело не пошло, обе армии разошлись с миром.
В честь освобождения от монголо-татарского ига в деревне возвели деревянную часовню. Со временем молельня стала аварийной, и в 1802 году вместо нее построили каменный храм Святой Троицы Животворящей. Спонсором и идейным вдохновителем церкви стал подпоручик Муромцев. Вплоть до 30-х годов 20 века храм служил духовным и художественным центром для прихожан. После революции, в 30-х, большевики репрессировали местного священника, переплавили колокола и заняли помещение под нужды колхоза. Во время Великой отечественной войны немцы захватили деревню без боя, сожгли все дома, но церковь оставили невредимой. В начале 60-х когда-то религиозное пространство превратилось в молочный завод. С развалом СССР, по просьбе епископа Климента, святыня вернулась в руки епархии. Постепенно храм реставрируют за счет пожертвовании, периодически в его стенах проходят богослужения.
“Вхождение в пейзаж” и рождение лэнд-арта в России
Новая жизнь деревни начинается в 1989 году. Московский архитектор Василий Щетинин приезжает сюда, чтобы построить дом, вдали от цивилизации, и предлагает эту идею своим друзьям. Доктор Александр Горячев и художник Николай Полисский поддерживают эту затею: переезжают следом, строят дома и остаются.
В начале 2000-х, Николай Полисский перестает рисовать пейзажи на холсте и пробует зайти в реальный пейзаж. Теперь его рабочий материал не масленые краски и холст, а открытое поле, сено, лоза, снег и дерево. Первую инсталляцию художник придумывает из снега. Это десятки снеговиков, стоящие вдоль берега. По задумке автора, снежные фигуры воспроизводили сцену Великого стояния на реке Угра, играя роль целой армии.
Осуществлять задуманное помогали местные жители за символическую плату — 10 руб за снеговика. Работа получила резонанс в мире искусства, к Полесскому стали приезжать зарубежные и русские художники, предлагать сотрудничество и объединятся в проекты.
Лэнд-арт начинал набирать обороты, пришли первые зрители, и в 2005 году художник объявил о создании фестиваля “Архстояние”.
К организации подключились жители ближайших деревень, они отвечали за сервис и гастрономию. Антон Кочуркин и Юлия Бычкова стали кураторами проекта и в первую встречу смогли собрать два десятка архитекторов мирового уровня.
За 15 лет существования фестиваль подарил много талантливых авторов, было построено несколько десятков объектов. Вслед за популярностью в парк пришли сервисы и услуги, которые помогают гостям ориентироваться и комфортно проводить время.
Экодосуг в Никола-Ленивце
Сейчас Никола-Ленивец — это не только музей под открытым небом. С приходом зрителей он превратился в небольшой туристический комплекс. Чтобы рассмотреть объекты и воспользоваться всеми возможностями парка, потребуется несколько дней.
В центре музейного маршрута расположилась экоферма. Основатели Анна и Сергей Морозовы занимаются выращиванием агро-культур, без химических добавок. Поэтому каждый плод вырастает естественным путём, сохраняя в себе все витамины. Блюда из свежих продуктов, напрямую из грядки, можно попробовать в кафе “Ферма Никола-Ленивца”. Меню меняется в зависимости от сезона, летом будет больше ягод, а зимой корнеплодов.
Через дорогу от хостела Арт-Казарма находится пасека с десятком пчелиных семей. Каждый день пчёлы незлобной, карпатской породы усердно трудятся на полях Никола-Ленивца. Гости могут посетить мини-экскурсию, побывать на дегустации сортов меда, приобрести пчелопродукцию для здоровья и красоты.
В летний период можно взять в прокат велосипед, особенно подойдет тем, кто приехал в парк на один день и хочет увидеть все объекты до наступления ночи. Стоимость аренды: 3 часа — 500 рублей, каждый следующий час 150 рублей. Есть возможность предварительного бронирования, но только по цене полного прокатного дня.
Для неспешного исследования просторов парка подойдет конная прогулка с опытным проводником. С ним вы научитесь управлять лошадью, увидите самые живописные уголки арт-деревни. Запись по телефону +7 (910) 545 52 89, стоимость от 900 руб, зависит от длительности маршрута.
Детально узнать о деревне и создания музея поможет гид. Он расскажет о легендах, мифах, историю парка, объяснит, какую мысль хотел донести тот или иной художник своим арт-объектом. Экскурсии проходят на русском и английском языке, стоимость для одного человека 500 руб, без учета входного билета.
Земля Никола-Ленивца послужила Николаю Полисскому холстом, на котором он органично уместил современное искусство и сельское хозяйство, объединил художников и крестьян. Картина получилась живой и притягивающей, несмотря на отдаленность и неровные дороги.