Найти в Дзене
Полярная крачка

Почему появляются медведи-шатуны? Шатунизм как явление, и при чём тут кедровые орешки

Когда мы с мужем жили и работали на заповедном кордоне на Северном Урале, много беспокойства нам в декабре-январе доставил одинокий косолапый бродяга. Он ходил вокруг да около кордона, оставлял в снегу глубокие следы, а однажды был даже замечен праздно прогуливающимся по льду Печоры прямо напротив дома. Когда мы увидели медвежьи следы на своей лыжне в первый раз, ещё в начале декабря, коллеги сказали, что поводов для тревоги нет, так как это не шатун, а обычный мишка, который ещё не успел лечь спать. Потом зверь ушёл, и больше следов мы не замечали. Но накануне Нового года в окрестностях снова появились косолапые отпечатки. Близко к постройкам мишка не подходил и добыть еды — у нас или в виде нас — не пытался. Он не был похож на агрессивного шатуна. Тем не менее, для меня его поведение было странным, ведь на дворе снег, зима, и медведь, по всем правилам, должен спать. Но, как рассказали бывшие инспекторы кордона, здешние мишки — те ещё гуляки, их рано спать не уложишь. Тогда я попытала
Оглавление

Когда мы с мужем жили и работали на заповедном кордоне на Северном Урале, много беспокойства нам в декабре-январе доставил одинокий косолапый бродяга. Он ходил вокруг да около кордона, оставлял в снегу глубокие следы, а однажды был даже замечен праздно прогуливающимся по льду Печоры прямо напротив дома.

Когда мы увидели медвежьи следы на своей лыжне в первый раз, ещё в начале декабря, коллеги сказали, что поводов для тревоги нет, так как это не шатун, а обычный мишка, который ещё не успел лечь спать. Потом зверь ушёл, и больше следов мы не замечали.

Следы медведя на лыжне. Фото автора
Следы медведя на лыжне. Фото автора

Но накануне Нового года в окрестностях снова появились косолапые отпечатки. Близко к постройкам мишка не подходил и добыть еды — у нас или в виде нас — не пытался. Он не был похож на агрессивного шатуна. Тем не менее, для меня его поведение было странным, ведь на дворе снег, зима, и медведь, по всем правилам, должен спать. Но, как рассказали бывшие инспекторы кордона, здешние мишки — те ещё гуляки, их рано спать не уложишь.

Тогда я попыталась разобраться, что отличает шатунов от всех других медведей, которые по тем или иным причинам бродят по зимнему лесу? В этом мне помогла научная статья «Шатуны бурого медведя в России» (Пучковский, Рублёва, Буйновская) в «Вестнике Удмуртского университета» (2019. Т. 29, вып. 1), в которой авторы проанализировали и обобщили многие исследования на тему шатунизма.

Наш знакомый мишка во время прогулки по Печоре. Фото автора
Наш знакомый мишка во время прогулки по Печоре. Фото автора

Кто такие шатуны?

Это медведи, которые бодрствуют тогда, когда все местные представители вида в норме уже должны быть в берлоге. Шатуна отличает его нездоровое состояние. Часто это истощённые, больные или раненые звери. Они могут иметь травмы, полученные при попытках добыть пищу: сломанные клыки, повреждённые когти, обмороженные лапы.

Шатуны хватаются за любую возможность найти еду. Учёные называют это выраженным кормодобывающим поведением, при котором наблюдается высокая подвижность, агрессия, хищничество, каннибализм. Шатуны нападают на других животных, включая спящих в берлогах соседей, разоряют таёжные зимовья, выходят в населённые пункты. Встреча с шатуном опасна — такой медведь обязательно постарается убить человека.

По статистике, большая часть шатунов — взрослые самцы. Но это свидетельство очень узкой выборки, так как не все случаи шатунизма регистрируются.

Кого НЕ относят к шатунам?

1. Более активных медведей, живущих в регионах с короткой зимой, редкими морозами и невысоким снежным покровом. Например, в лесах Кавказа, в Карпатах, на юге Дальнего Востока всегда есть доступные источники пищи, поэтому тамошние мишки спят мало или вообще не ложатся.

2. Медведей, которые меняют берлоги посреди зимы. Чаще это бывает из-за людей — от шума охотников или лесопилок медведи просыпаются и переселяются в другое, более тихое и уютное место, где снова засыпают до весны.

3. Медведей, мигрирующих в поисках лучшего места для сна. Следы таких животных можно увидеть в начале зимы. Медведи уходят на большие расстояния — в места, более удобные для обустройства берлог. Например, в некоторых горных районах, например, на Урале, с более снежных склонов звери могут уходить туда, где снега меньше.

Фото с сайта Pixabay
Фото с сайта Pixabay

Почему это происходит?

Многие исследователи соглашаются, что причина шатунизма кроется в дефиците пищи и, как следствие, недостаточном для сна запасе жира.

Особое место в пище бурого медведя занимают нажировочные корма, с помощью которых он в течение лета и осени набирает нужный для сна запас жира. Как правило, это плоды деревьев, орехи, ягоды, лососевые рыбы. В регионах, где растут кедровые сосны (сосна сибирская, кедровый стланик, сосна корейская), семена этих деревьев (кедровые орешки) становятся излюбленным нажировочным кормом медведей.

Шишки сосны сибирской. Фото автора
Шишки сосны сибирской. Фото автора

Но урожайность кедровых орехов не всегда одинакова. Хороший урожай бывает 1–3 раза в десятилетие, а неурожай может повторяться из года в год. Учёные выявили зависимость между неурожаем кедровых орехов и массовым шатунизмом.

Эколог и биолог Валентин Пажетнов, которого часто называли «медвежьим папой», считал, что у взрослых медведей, кормившихся очень калорийными кедровыми орехами, возникает пищевая привычка. На практике видно, что при богатом урожае медведи до последнего не покидают кедрачей, объедаются орехами и долго не ложатся в спячку.

А потом приходят годы неурожая, в лесу больше нет достаточного количества тех калорийных кормов, к которым медведь привык, он не может накопить столько же жира, сколько накапливал раньше, и из-за дефицита превращается в шатуна.

Следы медведя в снегу. Фото автора
Следы медведя в снегу. Фото автора

Где больше всего шатунов?

Из всех субъектов России, где есть популяции бурых медведей, только в 23 регистрировались шатуны. В пятнадцати из них шатунизм — не единичное, а типичное явление, когда за десятки лет появление шатунов регистрировалось многократно. Это, прежде всего, регионы Сибири и Дальнего Востока, а в европейской части России — Республика Коми, в которой и находился наш кордон.

Во всех этих регионах в составе лесов есть кедровые сосны того или иного вида.