В 1956 году был столетний юбилей Михаила Врубеля, и тогда, на волне начинающейся Оттепели, прошла большая выставка в Москве, Ленинграде и Киеве. С тех пор, как ни странно, подобных выставок этого художника не было вплоть до сего дня. Сейчас на Крымском Валу, где, как известно, располагается часть коллекции Третьяковской галереи, проходит как раз такая выставка, где максимально полно представлено творчество знаменитого модерниста.
Среди произведений есть и те, которые он создал, находясь в психиатрической больнице.
Прямо с порога, в первом зале, зритель погружается в мир Врубеля и его своеобразный стиль, в котором большое место занимает тема кристалла. Недаром дизайн зала опирается на этот образ. Кристалл как основа живописной манеры был внове на заре ХХ века, и когда Сергей Дягилев устроил в Париже в 1906 году выставку «Два века русской живописи и скульптуры», ее посетили, кажется, все жившие тогда в столице Франции художники, в том числе Пабло Пикассо. Как писал потом Сергей Судейкин, именно кристаллические формы Врубеля вдохновили неистового испанца на создание кубизма.
Было ли так, не знаю, но легенда красивая.
Войдя на выставку, зритель первым делом встречается с «Царевной-Лебедью», в образе которой художник написал свою жену, певицу Надежду Забелу. Картина всем известна с детства, она очень красивая. Потом он видит всех трех Демонов, составляющих знаменитую серию — Сидящего, Летящего и Поверженного. Чем трагичнее и страшнее Демон, тем больше видна в картине структура кристалла, и в последней (Демоне поверженном) присутствует ясное ощущение разбитости всего и вся, и кажется, будто весь мир разлетелся на острые осколки, которые уже никогда не соединятся в гармоничное целое.
Признаюсь, что из всей серии мне больше всего нравится "Демон сидящий", потому что в нем еще есть какая-то надежда.
Демоническая тема всю жизнь привлекала Врубеля, впрочем, как и божественная. Ведь художник писал и иконы, полные тихого, печального света. Не обошлось при этом и без скандалов. Например, расписывая в 1885 году Кирилловскую церковь в Киеве, Михаил Врубель придал лику Богоматери сходство с Эмилией Праховой, женой заказчика. Тогда художник был до потери всякой разумности влюблен в нее.
Ее черты, особенно глаза, в которых можно утонуть, встречаются в разных произведениях Врубеля до того периода, как он пленился Надеждой Забелой.
Болезнь впервые остро проявила себя в 1902 году, Врубеля пришлось госпитализировать. После этого до самой смерти он регулярно попадал в психушку. Ситуация обострилась еще и тем, что четыре последних года #Врубель был полностью слеп. До того, как он потерял зрение, художник не переставал творить, как в периоды обострения, так и тогда, когда болезнь отпускала его. На выставке творчество этого периода разделено на две части, одна располагается в белой комнате, и тут вполне внятные рисунки, портреты, а другая — в черной. Здесь можно видеть результаты безумного вдохновения, когда художником руководило только чувство.
#искусство #культура #история #выставки #художники
Читайте еще на моем канале:
Рисунки Микеланджело на стенах его тайного убежища
Почему святого Христофора изображали с собачьей головой? Лично видел такое на стене греческой церкви