Из того, что говорилось в предыдущей статье «Мир без СССР», казалось бы, следует, что развитые капиталистические государства только выиграли от уничтожения Советского Союза. Однако в действительности и для них гибель нашей державы обернулась тяжёлым бедствием. Только оно не столь явно, как бедствия «третьего мира».
Дело в том, что благополучные в материальном отношении капиталистические страны Запада уже много десятилетий переживают духовный кризис.
Он порождён самой природой капитализма – системы, доминантой которой является погоня за прибылью. Во второй половине ХХ века в этих странах произошло резкое повышение уровня материальной обеспеченности большей части населения. Но в условиях духовного кризиса это привело к формированию общества потребления, в котором духовная деградация ещё более интенсифицировалась.
Всё чаще стали говорить о «кризисе человека», под которым понимали утрату людьми тех ценностей и принципов существования, которые, собственно, и превращают «наделённое разумом животное» в человека в полном смысле слова.
Советский Союз был не только политическим, экономическим, военным противовесом миру капитала, но и духовным. И многие зарубежные интеллигенты именно с огромным духовным потенциалом нашей державы связывали свои надежды на оздоровление западных стран. «Вы – наша надежда», - прямо говорил французский литератор Ален Боске. Режиссёр Кшиштоф Занусси, хотя и был в то время политически близок к антисоветской «Солидарности», говорил на встрече с журналистами на Московском кинофестивале 1989 года: «Как человек Запада я понимаю, что у вас огромные духовные запасы, и, благодаря этому, вы можете сыграть очень важную роль в спасении европейской культуры». Уже в 90-е годы соотечественник и коллега Боске Серж Дэнье заявил: «Русские могут спасти себя только сами. Если вспомнят, что они – великий народ, что они – русские! Мало того, что русские спасут себя. Они могут спасти и нас».
Уничтожение СССР уничтожило и надежду на то, что Советский Союз прямо и косвенно будет способствовать духовному развитию капиталистического мира. Результатом этой победы Запада стал выход кризиса человека на качественно новый уровень.
Есть и другая сторона проблемы. Переход от соревнования двух систем к курсу на утверждение нового мирового порядка сделал духовно развитогочеловека, логически мыслящего, умеющего понять причинно-следственные связи тех или иных явлений, стал опасным для тех, кто проводил этот курс как потенциальный оппозиционер ему. Поэтому власть стала заинтересована не в духовном и интеллектуальном развитии народа, а в его, используя термин сербского философа Д. Калаича, «умопогашении».
Очень кстати пришлась разработанная Центром по изучению социальной политики Стенфордовского исследовательского института программа «Изменение образа человека». Её цель профессор В.Ю. Троицкий охарактеризовал её так: «Незаметно добиться изменения образа мыслей и представлений широких народных масс в направлении сдерживания развития свободной мысли и сознания в целом… сделать их “послушно рассуждающими” по указке сверху».
Что ж, организаторы нового мирового порядка могут быть довольны результатами умопогашения населения своих стран. В своё время война США во Вьетнаме вызвала масштабную кампанию протеста по всему миру, включая сами Соединённые Штаты. Теперь же череда агрессий практически не вызвала сопротивления со стороны общественности развитых капиталистических государств. Во время бомбёжек Югославии был проведен опрос населения европейских стран. Только в двух из них эту операцию поддержали менее половины опрошенных.
Чтобы придать агрессии против Афганистана вид моральной правоты, власти США провели её под лозунгом мести Бен Ладену за теракты 11 сентября. Когда же вскоре потребовалось пропагандистское прикрытие вторжения в Ирак, политики США не напрягали свои умственные способности, а обвинили в тех же терактах теперь уже иракского лидера. Автор политических детективов Ле Карре не писал тогда, что поражён тем, с какой лёгкостью властям удалось «перенаправить гнев» американцев с Бен Ладена на Саддама Хуссейна.
Но этот блестящий результат дал и побочный эффект: резкое снижение и до того не слишком высокого интеллектуального и духовного уровня значительной части населения стран-хозяев нового мирового порядка.
Желающим вступить в ряды Вооружённых сил США предлагается тест на минимальный уровень мышления: «Если 2 + Х = 4, чему равнг Х?». Как сообщили СМИ, он оказался не по умственным силам 23% претендентов. 65% калифорнийцев не сумели в уме вычесть из 50 18. И такое проявление умопогашения характерно не только для США. Академик В.И. Арнольд, последние годы жизни работавший во Франции, рассказывал, что школьник-отличник оказался не в состоянии сложить в уме 2 и 3, астудент-математик не мог определить четыре седьмых больше единицы или меньше.
Почти все американцы в начале нового века твёрдо усвоили, что Афганистан и Ирак – их смертельные враги. Но, как показал опрос, 88% из них плохо представляли себе, где находятся эти страны. Впрочем, о своей стране у них тоже весьма туманные представления. «Ньюсуик» провёл эксперимент: предложил тысяче коренных американцев вопросы, ответы на которые обязан знать каждый, желающий получить гражданство США. Полностью справились с ними менее 300 человек…
Симптоматичен результат опроса английских студентов. Более половины не смогли назвать и четырёх книг Диккенса – писателя, произведения которого в былые времена стали частью национального сознания англичан. Своё невежество студенты объяснили: если им понадобятся сведения о Диккенсе, они легко получат их в Интернете. Таким образом, в их представлении духовное общение с литературой подменено получением информацией о ней.
Разрушение нравственных ограничителей в сознании людей органически присуще капиталистическому обществу, с его приоритетом материальных ценностей. Но умопогашение привело к тому, что очень многие люди вообще утратили представление о том, что истинно и что ложно.
Скажем, большинство американцев равнодушно отнеслись к бомбардировкам Югославии, но у них вызвало бурю эмоций заявление Клинтона, что уходя из Белого дома, он свою собаку берёт с собой, а кошку оставляет знакомым. Поднялась такая волна негодования, что экспрезидент должен был изменить своё решение. Во время Иракской войны 2003 года некоторые американские «гуманисты» выступили с критикой военных – нет, не за то, что те ежедневно убивают десятки мирных жителей, а за то, что используют для разминирования акватории подготовленных в США дельфинов: те привыкли к совсем другим условиям, и перемена климата вредно отражается на их здоровье.
Пресловутая «политкорректность» доходит до диких нелепостей вроде того, что власти Нью-Йорка утвердили список из 50 слов, которые отныне запрещено употреблять во всех школах. Среди них «день рождения», «бедность». Первое, чтобы не травмировать морально детей, живущих в гомосексуальных «семьях»; второе, чтобы не залевать детей, родители которых живут на пособия.
Отмечу ещё на одном симптоме углубления «кризиса человека»: кризис семьи. Первичная ячейка общества неотвратимо разрушается.
Ещё в конце ХХ века доклад Евростата констатировал: «У нас утрачивается наиболее ценное, что может быть в обществе – семейная стабильность». В новом веке положение отнюдь не улучшилось. Во многих европейских странах уровень рождаемости у коренных жителей опустился ниже критического. Пополнение населения всё в большей степени осуществляется за счёт мигрантов из Азии и Африки. А это ведёт к утрате «европейской идентичности» (речь не только о расовых признаках, но и об образе мышления, традициях) населения. Процесс зашёл настолько далеко, что отнюдь не склонный к истеричности французский писатель Доминик Венер публично покончил с собой, надеясь хоть таким способом привлечь внимание общественности к этой угрозе.
Напрашивается аналогия с Древним Римом, гибель которого при всей его экономической и военной мощи предопределило духовное вырождение.
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород