Найти тему

Агнец. Неоязыческий киносюрреализм и трудности родительства

'Агнец' (2021). Режиссёр: Вальдимар Йоханнссон. В главных ролях: Нуми Рапас, Хильмир Снэр Гунасон, Бьёрн Хлынур Харальдссон
'Агнец' (2021). Режиссёр: Вальдимар Йоханнссон. В главных ролях: Нуми Рапас, Хильмир Снэр Гунасон, Бьёрн Хлынур Харальдссон

Трейлер этого фильма попался мне случайно на YouTube в рекомендациях и весьма заинтересовал меня. Не то, чтобы я ожидал его выхода с нетерпением, но посмотреть мне его хотелось. Как обычно бывает с подобным экспериментальным жанром, картина появилась в сети в довольно хорошем качестве, что позволило мне не ходить в кинотеатр, а устроить просмотр дома (помню, что с 'Маяком' Роберта Эггерса была точно такая же история; об этом фильме я обязательно напишу позже).

Мария и Ада на чудесных норвежских лугах
Мария и Ада на чудесных норвежских лугах

Ощущение после просмотра были точь-в-точь такими же, как когда-то после увиденного 'Антихриста' Триера: какая-то тяжесть и невозможность стряхнуть этот морок сразу, как только кино закончилось. Было ещё одно чувство: бесконечная жалость к Аде, той самой девочке-гибриду, которая стала краеугольным камнем этой артхаусной драмы. В целом же - картина снята добротно (странно употреблять это слово, когда речь идёт о каком-либо виде искусства, но в данном случае это комплимент), Йоханнсон пытался в семейные проблемы через сказку и у него, в принципе, получилось. В принципе, потому что финал вышел смазанным и недоделанным. Но это лишь только моё мнение. Возможно, кому-то завершение фильма покажется умеренно-логичным (хотя, финальная сцена с Рапас очень даже хороша).

Первая семейная драма между матерью Ады (за кадром) и приёмными родителями, Марией и Ингваром
Первая семейная драма между матерью Ады (за кадром) и приёмными родителями, Марией и Ингваром

В центре истории - девочка по имени Ада , у которой часть тела - овечья, а другая - обычного ребёнка. Родила Аду овца (самая обычная, да), но на воспитание её взяли Мария и Ингвар, владельцы фермы, где и происходят все события. Позже в кадре появится родной брат Ингвара Петур (который, вроде бы, и неплохой парень, но здесь примеряет на себя роль антагониста-разлучителя), раскручивая сюжет и добавляя диалогов (в самом начале фильма они скудны и немногочисленны). Пиковый момент картны - убийство Марией биологической матери Ады: овцы, что родила девочку. Это становится своеобразным призывом нечто пугающего явиться и совершить возмездие (в открывающей сцене мы слышим, как это нечто приближается к ферме, тяжело дыша и ступая).

Дядя Петур и Ада на прогулке
Дядя Петур и Ада на прогулке

Мария и Ингвар относятся к Аде как к своей настоящей дочери (девочка с точно таким же именем умерла при родах). С появлением в семье необычного ребёнка, жизнь героев приобретает доселе неведомый им смысл; смысл семейного единения и единодушия, эмоциональной целостности и новой, ранее не виденной ими любви. Всё начинает приобретать зловещий оттенок с приездом Ингвара, который сначала пытается внушить родителям, что Ада - это животное, и всё, что они делают - неправильно и противоестественно, а уже потом, проникнувшись симпатией к девочке и, растопив лёд недопонимания между братом и Марией, домогается последней. Кажется, если бы не странная внешность Ады, всё это походило бы обычную семейную сцену с ну абсолютно никаким смыслом, однако Йоханнссон не забывает о саспенсе: драма семьи перемежается с поступью зловещего, скрытого за кадром.

Ада что-то знает
Ада что-то знает

Говоря об 'Агнце', нельзя, конечно же, не отметить, что снят фильм был в красивейшем месте в Исландии, и все эти низменности, поляны, полные цветов, мрачные высокие горы добавляют картине эстетической глубины и служат превосходным бэкграундом разворачивающимся событиям. Не буду ничего писать о завершающих сценах, но, как я и писал выше, финал для меня - туманен, но не так, чтобы мне захотелось дать волю разным версиям, а похож на мыльный пузырь, что лопнул в самый неподходящий момент. Нет, смерть здесь, конечно, однозначна и реальна, но троеточия нет, как нет и точки: внезапно чернила закончились.

Мария растворяется в тумане, как и история, которую она пережила
Мария растворяется в тумане, как и история, которую она пережила

Рекомендовать 'Агнца' к просмотру не буду, это кино не для всех точно, но определённый терапевтический эффект оно имеет. Хотя бы потому, что здесь есть немного настоящей любви, любви недолгой, но искренней.