В России продолжают жаловаться на подорожание автомобилей, но по кубинским меркам у нас с машинами все просто идеально. За двадцать тысяч долларов (около полутора миллионов рублей) у нас можно купить современный новенький автомобиль в салоне. Причем ждать не нужно, просто пошел в салон, заплатил деньги и купил: уж какой-то автомобиль в наличии за эти деньги точно будет.
А вот на Кубе за эти же двадцать тысяч долларов жители могут купить разве что подержанные Жигули "пятерку" или "семерку", которым будет уже 15-20 лет. Откуда такие цены? Все по законам рыночной экономики: спрос есть, предложение скудное — потому и такие цены.
На Кубе в теории каждый гражданин может купить себе автомобиль. С 2011 года на острове официально разрешили перепродажу автомобилей и покупку новых, но это только в теории. На практике же позволить себе новый автомобиль на Кубе не может практически никто. Причин две: первая в том, что новых автомобилей очень мало. Своих автомобильных заводов на Кубе по понятным причинам нет, так что все авто попадают на остров из-за моря.
На Кубу отправляют партии авто и европейские, и корейские, и российские производители, только партии эти – совсем уж лилипутских размеров. Пришлет Киа на остров пятьсот автомобилей, и они сразу же разойдутся по такси и государственным учреждениям. Аналогично и с другими брендами.
Вторая причина, по которой местные не могут позволить себе новый автомобиль — это его цена. Даже если предположить, что как-то по знакомству для друга Хосе человек в верхах кубинской партии приберег новенькую корейскую иномарку, то у Хосе вряд ли будет пара сотен тысяч долларов на его покупку. Да, такие на Кубе цены: новый автомобиль В-класса стоит порядка 200.000$ (15 миллионов рублей) — примерно в десять раз дороже его рыночной стоимости.
"Откуда такие цены?" — спросите вы. Так а какие они еще могут быть, если автомобиль – это жуткая редкость и дефицитный товар? Даже старые Жигули, которые теоретически уже может позволить себе состоятельный кубинец, будут стоить как у нас новая бюджетная иномарка — те же 15-20 тысяч долларов.
Накопить на такой автомобиль при зарплате в 20-50 долларов в месяц не представляется возможным, поэтому ездят на машинах на Кубе только те, кто либо занимается бизнесом, либо крутится на черном рынке. С 2016 года в стране разрешен малый и средний бизнес, поэтому первые коммерсы уже начинают покупать себе "шикарные" семерки Жигулей.
Но в основном деньги у кубинцев появляются в результате махинаций на черном рынке. Выменял доллары у туристов на какую-нибудь безделицу, продал ее на черном рынке за песо и можешь жить весь месяц, не чувствуя голода в животе. Откладывать деньги в песо, конечно, на Кубе никто не спешит – все сбережения только в долларах.
В долларах копят на машину, на дом и просто откладывают какие-то средства на черный день. Вот так получается, что в стране победившего социализма американский доллар по сути является второй национальной валютой...
Про то, как выглядит квартира небедного кубинца изнутри, я написал здесь: нет даже горячей воды