В практике российских судов условно-досрочное освобождение скорее служит своеобразным поощрением для осужденных. Уголовно-исполнительная система тоже связывает его с тем, как человек исправляется. Условным освобождение называется в связи с тем, что после выхода из колонии он должен соблюдать некоторые условия. Неисполнение этих условий может иметь для освобожденного далеко идущие последствия – вплоть до отмены УДО.
Для государства УДО является возможностью вернуть оступившегося в общество, снизить вероятность его криминального поведения в период испытательного срока – сократить возможность рецидива и увеличить эффективность исправления.
На самом же деле, гораздо более значимым смыслом условно-досрочного освобождения является возможность дифференциации уголовного наказания. Изначально судьи назначают сроки лишения свободы исходя из санкции статьи и своего опыта, широко применяя своё право на дискрецию. УДО – одна из возможностей корректировать уголовное наказание в зависимости от эффективности его применения к конкретному осужденному.
В российском законодательстве условно-досрочное освобождение регулируется нормами Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Их статьи достаточно компактно формируют принципы действия этого института. Изначально, условно-досрочное освобождение находилось в рамках уголовного законодательства, но далее – распространилось на остальные уголовно-правовые спектры. Сейчас УК предусматривает основания для УДО, а УИК и УПК регулируют способ применения этой меры.
Основным доводом в пользу условно-досрочного освобождения является утрата преступником признака общественной опасности, а также возможность его самостоятельного исправления на свободе. Иногда суды ошибочно считают необходимым для УДО полное исправление осужденного, как свершившийся факт. Мы обсуждали это в недавней статье о том, как суды отказывают в УДО.
Освободиться условно-досрочно имеют право все виды осужденных – мужчины и женщины, несовершеннолетние и взрослые, лица с психическими расстройствами и осужденные пожизненно. УДО доступно осужденным за все виды преступлений. Единственным исключением являются осужденные, совершившие тяжкое или особо-тяжкое преступление во время отбывания пожизненного лишения свободы.
Прежде существовали и иные ограничения. Кроме того, для УДО действительно требовалось полное исправление осужденного. В действующем законодательстве срок обращения с ходатайством об условно-досрочном освобождении ставится в зависимость от тяжести совершенного преступления. Повторимся, доказывать свое исправление осужденный больше не обязан, а суд должен устанавливать, что для освобождения осужденному не требуется дальнейшего лишения свободы. Многие исследователи считают, что в этом есть некая неопределенность, мешающая судам принимать объективные решения об УДО.
УДО – это воплощение принципов гуманизма и индивидуализации исполнения наказания, а также стимулирования законопослушного поведения лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
В процессе отбывания наказания, осужденный может по-разному относиться к учебе и труду, по-разному реагировать на исправительное воздействие, корректировать отношение к преступлению. В итоге изначальное наказание перестает соответствовать целям уголовного наказания. Это и есть действительная причина необходимости для суда вмешаться в процесс – смягчить наказание или освободить осужденного условно-досрочно. Если человек успешно исправляется и сам – его содержание в неволе становится бессмысленным и нецелесообразным. Мы уверены, что в исправлении этой несправедливости и заключается действительная сущность условно-досрочного освобождения.
--
Если у вас остались вопросы об УДО или смягчении наказаний – обращайтесь, мы с радостью поможем вам разобраться. Ответы на лучшие вопросы лягут в основу новых статей нашего канала.
Подписывайтесь и становитесь свободными!
Наш сайт: www.institut-udo.com
VK: «Институт УДО»
Наш Ютуб-канал
Телефон: +7 (900) 268-44-10 (есть Вотсап и Телеграм)
Помогаем даже там, где вероятности успеха минимальны.
В общей сложности срезали людям уже более 2500 лет заключения.