Еще до эпохи Викингов, корабли были неотъемлемой частью образа жизни скандинавов. Благодаря многочисленным водным путям их родины, огромному количеству суши, примыкающей к морю, и ее эффективному отделению водой от остальной части евразийского континента, скандинавам приходилось путешествовать по воде, если они хотели уйти очень далеко. К счастью, их земля также была богата материалами для судостроения, такими как дерево, железо и шерсть. Таким образом, у норвежцев были хорошие возможности для развития мощного морского потенциала быстрее и эффективнее, чем у большинства других евразийских народов.
До восьмого века нашей эры скандинавы строили только гребные корабли и ни одного корабля с парусами. Это загадочное упущение, потому что технология не только существовала в то время, но и использовалась соседними народами, такими как немцы и англичане.
Однако как только норвежские корабелы начали строить корабли с парусами, Эпоха викингов зародилась почти сразу. Быстрые, гибкие парусные корабли, которые могли перевозить большое количество воинов, были в центре доминирующей военной стратегии викингов, которая заключалась в том, чтобы явиться без предупреждения, совершить набег или получить выкуп, а затем уйти до того, как любая профессиональная армия сможет собраться против них. Без их кораблей «не было бы викингов и эпохи викингов».
Эти корабли зависели от ветра, который подгонял их к месту назначения. Когда ветер дул против направления, они все еще могли двигаться по намеченному пути, но в этом случае их скорость была крайне низкой.
Но при попутном ветре скорость военных кораблей викингов была чудом. Современные реконструкции кораблей викингов показали, что способны двигаться со скоростью более пятнадцати узлов (более двадцать семи километров в час). Когда они гребли, а не плыли, они двигались со скоростью чуть меньше шести узлов - да, намного медленнее, но все же исключительно быстро для такого большого судна. Эти реконструированные корабли также выдержали штормы в Северной Атлантике, доказав свою безупречную мореходность.
Боевые корабли викингов часто называли «длинными кораблями» из-за - как вы уже догадались - их длины, что позволяло им перевозить большое количество воинов и товаров. Когда в древнесканднавских сагах описываются массивные корабли, в которых может поместиться шестьдесят или более гребцов, они не преувеличивают. Археологические находки подтверждают эти утверждения. Однако нормой, вероятно, были корабли меньшего размера, на которых могло поместиться около двадцати шести гребцов - все еще большое количество по стандартам того времени. Такие небольшие корабли были бы более маневренными и, следовательно, более полезными в молниеносных набегах викингов.
Пока паруса корабля поднимались и толкали его, люди на борту развлекались, рассказывая истории и играя в игры. Когда нужно было грести, гребцы садились на сундуки, наполненные своими вещами, включая, конечно же, трофеи с рейдов.
Для Вождей викингов , владевших этими кораблями, они были предметом гордости. Вожди соревновались друг с другом за самые большие и роскошные корабли. Когда два или более вождя сражались друг с другом, их корабли были одними из самых ценных трофеев, которые могла получить другая сторона. После морского сражения, если корабли проигравшей стороны оставались в рабочем состоянии, их забирал счастливый победитель.
Как создавались корабли викингов
Строительство длинного корабля было колоссальным мероприятием, для завершения которого требовались десятки тысяч часов труда, если сосчитать все различные компоненты процесса вместе. Эти компоненты включали распил дерева и транспортировку его на строительную площадку, постройку основного корпуса корабля, ковку гвоздей и других железных элементов, закрепление их на месте, сжигание смолы, изготовление веревок, а также плетение и шитье паруса. Огромное количество мужчин и женщин должны были работать над достижением этой общей цели, чтобы она претворилась в жизнь.
Судостроению требовалось огромное количество высококачественной древесины. Дерево использовалось не только для изготовления досок основного корпуса корабля; оно также использовался для «гвоздей и клиньев, весел, рулей, такелажных блоков, трапов и черпаков; для зажимов, реек, кольев, набережных, ложей и доков, на которых построены суда; а также для салазок и спусковых путей ».
Дуб, произрастающий на юге Скандинавии, был самым ценным деревом для строительства кораблей из-за его исключительной прочности и гибкости. Фактически, в поэзии викингов слово «дуб» часто использовалось как метафора для «корабля». Когда дуба не было, хватало сосны, клена или березы.
Доски кораблей эпохи викингов не распиливались, а были разрезаны по естественной структуре древесины топорами и клиньями. Это сделало их более гибкими и удобными в изгибе. Затем они были скомпонованы таким образом, чтобы сформировать корпус корабля с помощью метода «клинкера» или «строповки внахлест», который включал размещение досок с небольшим перекрытием друг с другом, создавая эффект, визуально напоминающий ступеньки, а затем закрепление досок гвоздями, а затем установить рамы, чтобы корабль сохранял свою форму.
Шерсть была наиболее распространенным материалом, используемым для уплотнения любых щелей между досками, а затем весь корпус покрывали слоем сосновой смолы, чтобы сделать его водонепроницаемым.
Корабли викингов, которые участвовали в каких-либо значительных боевых действиях и путешествиях (а не просто являлись трофеями, выставленными их владельцами), требовали постоянного ремонта и имели срок службы не более нескольких десятилетий, прежде чем они перестали быть мореходными и следовательно подлежали замене. В этом отношении они были очень похожи на наши современные корабли.
Другие виды кораблей и лодок викингов
Когда викинги путешествовали по рекам для торговли и набегов, они делали это на различных лодках, построенных для разных рек. Их длинные корабли были достаточно легкими, чтобы их можно было направлять значительно выше по реке, но в конечном итоге викингам пришлось сесть на более мелкие лодки, это продиктовано особенностью рек, т.е. когда река становится слишком узкой и мелкой для длинных кораблей. А если бы они отважились зайти вглубь суши, даже если бы эти лодки были слишком широкими и глубокими, они бы переключились на каноэ, сделанные из цельного ствола дерева. Любую из этих легких лодок викинги могли нести по суше, чтобы переходить от одной реки к другой или избегать опасных участков реки.
Начиная с X века викинги также строили специализированные грузовые корабли, которые были намного больше их длинных кораблей. В отличие от тонких длинных кораблей, которые были построены для максимальной скорости, эти новые грузовые суда были шире и, следовательно, медленнее из-за повышенного сопротивления ветру, чтобы иметь возможность нести более тяжелые грузы.
Грузовые корабли викингов могли перевозить от пяти до шестидесяти тонн грузов. Поскольку они могли перевозить больше товаров, чем их предшественники, они могли делать это с меньшими затратами и, следовательно, были очень выгодны для торговли и транспорта, в частности, для перевозки людей, скота и припасов в поселения викингов и обратно.
Норвежские грузовые корабли зависели от своих парусов; у них могло быть несколько весел для маневрирования, но их было недостаточно, чтобы привести корабль в движение. Они были разработаны для небольшого экипажа, что оставляло больше места для перевозки грузов. Как будто для того, чтобы подчеркнуть эту цель, груз был покрыт водонепроницаемой кожей, в то время как команда подвергалась воздействию природы.