Английская писательница Дорис Лессинг прожила 94 года. Длинный жизненный путь, от провалов и разочарований до Нобелевской премии и всеобщего признания.
Все книги я делю на 2 категории: те, что стоит читать, они зарождают в душе что-то новое, появляется впечатление, что слушаешь монолог умного человека. И те книги, на которые жаль тратить своего времени. Чувствуешь: писатель графоман, тебя развели на деньги "втюхивая" неудобоваримый текст. Бесполезно тратить время на такие книги, никакой пользы вы не обрящете.
Произведения, которые создавала Лессинг, относятся, несомненно, к первому типу. Но мы с вами сейчас не на лекции по литературе, а всего лишь хотим узнать, что же это за преимущество старости, о котором я упомянула в заголовке статьи.
Да и могут вообще у пожилого возраста быть преимущества перед молодостью?
Когда-то много лет назад, а если быть точнее, то в 1966 году, сатирик Михаил Жванецкий в своем дневнике сделал весьма эмоциональную запись о том, что ему не хочется жить вне расцвета сил. Ему не хочется становиться свидетелем собственного увядания и чувствовать, как силы медленно, но верно, покидают организм.
"Я не хочу быть стариком!!!" - написал он на бумаге. Безмолвный крик души. Спустя годы ему стало стыдно за этот порыв. Спустя годы, со сцены юморист скажет:
Услышал бы меня Господь... Он точно слышал. Он просто понял — от какого идиота... Представляю!
Что было бы, если бы время остановилось? Жванецкий, со свойственной ему иронией, говорит, что он так и стоял бы в очередях советской власти, искал бы дефицитные продукты через третьи руки, лекарства. Сидел бы за анекдот, рассказанный не к месту.
Но время летело, менялась жизнь за окном. Менялся он сам, проходил через метаморфозы личности.
Рос сын. Появились какие-то совершенно удивительные изобретения: от памперсов до компьютеров. Появился личный автомобиль. Возможность поехать хоть на край света. Хочешь, в горы взбирайся, хочешь на море смотри из окна. Мозги тоже росли. Требовали Ницше и Пруста. Творчество, личное творчество совершенствовалось, развивалось.
За продолжение жизни мы платим старостью. За старость платим смертью... Кто виноват, что все так дорого? За право повидать, как взрослым станет сын, услышать, что он скажет, я должен был болеть, лечиться, кашлять. Но я обязан был увидеть другую жизнь: отели, яхты, переполненные магазины. Автомобили, лезущие друг на друга.
Японский рыбный рынок. Греческие острова. Себя в Карнеги-холл.
Как бы увидел, если бы не постарел? Я много дал. Я дорого купил. Я заплатил годами, силой, остроумьем, успехом, женщинами, красотою ранней смерти, столь любимой у нас в стране. Остаться в памяти красивым, сильным и молодым. Я выбрал путь труднее.
Правда, не всем удается так обставить свою старость, чтобы юбилейные вечера в Кремле отмечать. Старость она же всякая бывает. Случается и в полном одиночестве и забытьи ее встречать. Когда нет за пазухой долларовых вкладов на лучшие клиники, и нет десятка заботливых рук, которые поддержат, подхватят, обнимут.
Жванецкому повезло прожить насыщенный финал жизни, наполнить его впечатлениями. Но везет ведь далеко не всем...
Дорис Лессинг, со свойственной ей интеллигентной манерой, обращается к тем, кто боится старости со страниц своих книг. (Эту цитату я обнаружила в романе "Любовь, опять любовь":
Старейте с достоинством… Это нетрудно. Жизнь сама ведет вас, если вы ей не противитесь, вы слышите от нее подсказку за подсказкой. Не столь уж старость и плоха; с лишениями, приходящими с возрастом, легко освоиться. Гордость — великое подспорье…
Вы не знали в молодости, что плоть старится, а суть остается неизменной. Старики, как призраки на празднике жизни, видят то, что скрыто от других, вместе восседают за пиршественным столом, с юмором обмениваются впечатлениями, наблюдают, сравнивают, вспоминают…
Главное преимущество старости - это мудрость. Умение видеть людей насквозь и с точностью до 99% угадывать развитие событий. Опыт, превосходящий экстрасенсорные способности.
Правда, тот же Жванецкий язвительно замечал:
Не всегда мудрость приходит с возрастом. Иногда возраст приходит один.