Найти тему
Soldado Channel

Американская самоходка, поставляемая по ленд-лизу в СССР, о которой вспоминают очень редко - почему так?

В сознании наших людей массово укоренилось, что по программе ленд-лиза в СССР американцы поставляли, в основном, автомобили, танки и самолеты. И действительно, чаще всего было именно так - кто не знает о грузовичках "Студебеккер" (самой массовой машине, которая поставлялась в РККА), танках "Стюарт", или, например, "Шерман", о самолетах "Аэрокобра" и другой иностранной технике в составе РККА?

На фоне всего этого разнообразия об американской самоходке, которая также принимала участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны, вспоминают редко. Речь идет о САУ Т48, воевавшей в РККА под другим названием - СУ-57.

САУ Т-48. Источник фото: http://weapons-of-war.ru/photo/6-26-0-0-2
САУ Т-48. Источник фото: http://weapons-of-war.ru/photo/6-26-0-0-2

История данной машины началась во время Второй мировой, когда американские конструкторы создали полугусеничный транспортер М3. Он стал базой для множества машин самого разного назначения, в том числе использовался для установки противотанкового орудия - так получилась САУ Т48. Однако непосредственно американскую армию самоходка не заинтересовала, но вызвала интерес у британцев, которые решили сделать на нее заказ.

Бронетранспортер М3 британцев, вооруженный пулеметом. Источник фото: https://forum.warthunder.ru/index.php?/topic/298515-tankovye-boi-kitai-problemy-lou-ranga-zsu-lt-predlozheniya-ispravleniya-rebalans/
Бронетранспортер М3 британцев, вооруженный пулеметом. Источник фото: https://forum.warthunder.ru/index.php?/topic/298515-tankovye-boi-kitai-problemy-lou-ranga-zsu-lt-predlozheniya-ispravleniya-rebalans/

Массовое производство самоходки началось в США лишь к декабрю 42-го года, и так получилось, что к тому времени Т48 в британской армии были уже не востребованы, хотя 30 машин все же были поставлены на вооружение, а от остальной партии Великобритания отказалась. Американцы стали думать, что делать, приняли одну-единственную Т48 на вооружение собственной армии, а 650 включили в программу ленд-лиза для поставок в СССР. Со всей остальной заказанной британцами партии сняли орудие и американцы вновь стали использовать машины как бронетранспортеры.

В РККА САУ Т48 приняли на вооружение под обозначением СУ-57 и распределили технику по отдельным самоходно-артиллерийским бригадам. Были самоходки и в составе некоторых других подразделений, например, иногда ими комплектовались мотоциклетные батальоны РККА и бронеавтомобильные разведроты.

СУ-57 в составе РККА. Источник фото: https://sibnarkomat.livejournal.com/26739968.html?amp=1
СУ-57 в составе РККА. Источник фото: https://sibnarkomat.livejournal.com/26739968.html?amp=1

И вот тут есть очень интересный момент. Дело в том, что как самоходка СУ-57 была лишине практически полностью каких-либо выдающихся сторон, более того, она требовала довольно специфических условий применения. "Никакая" броня не позволяла эффективно использовать машину на переднем крае обороны, а если она вдруг там и использовалась, то тщательно укрывалась и маскировалась - иначе беда. Орудие также было довольно посредственным уже к середине-концу Великой Отечественной. Но...вот если использовать ее как машину для каких-то второстепенных участков фронта - там она была на своем месте. На таких участках немцы почти всегда использовали не хорошо бронированные "Тигры" с "Пантерами", а всякие Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV, а также легкобронированную технику. А вот против этих машин 57-мм британской пушки оказывалось вполне достаточно, и "щелкала" вражескую технику самоходка вполне результативно.

Что касается боевого применения, то, как уже было сказано, машина применялась широко, хотя на основных участках фронта и не часто. Тем не менее, она применялась в битве за Днепр (август-декабрь 43-го), на Сандомирском плацдарме (Польша), и приняла участие в битве за Берлин.

Су-57 в одном из музеев. Источник фото: https://www.kpopov.ru/military/msk_poklonnaya.htm
Су-57 в одном из музеев. Источник фото: https://www.kpopov.ru/military/msk_poklonnaya.htm

Стоит также отметить, что РККА - не единственная сторона конфликта, которая пользовалась САУ Т48( СУ-57) в ходе войны. Некоторое количество таких самоходок было взято немцами в качестве трофеев и сражалось уже против Красной Армии в составе 105-го гренадерского полка.

СУ-57 в составе Вермахта. Источник фото: http://beutepanzer.ru/Beutepanzer/us/M3_halftrack/t-48-01.htm
СУ-57 в составе Вермахта. Источник фото: http://beutepanzer.ru/Beutepanzer/us/M3_halftrack/t-48-01.htm

Вопрос о том, почему об этой самоходке так редко вспоминают, а некоторые и вовсе не знают, очень просто объясняется: машина была посредственной (ни в коем случае не плохой, не провальной, у нас была техника и похуже), сильных сторон не имела, удивить ничем не могла, использовалась ограниченно на участках фронта, которые по значимости сильно уступали другим. И тем не менее, свой вклад в Победу РККА она внесла, ибо 650 машин - это не мало. И пусть машина сражалась в основном в "боях местного значения" - я убежден, что победа на огромную долю была выкована как раз в таких локальных стычках.

Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.

Авто
5,66 млн интересуются