Когда я учился в школе, то понятия "физическая разминка на уроке" не было. Видимо, в те годы никто и не догадывался, что можно использовать разминку на уроке, но самое главное - обосновать ее использование.
В пединституте курсе на четвертом нас начали готовить таки на учителей. Был предмет что-то вроде "методика преподавания". На этом предмете мы учились составлять план-конспект урока, где отдельным пунктом всегда была строка "физическая разминка".
При этом за физические разминки, видимо, тогда сильно взялись, так как нам по секрету шепнули, что любой, кто проверяет план-конспект урока, обязательно обращает внимание именно на наличие этой разминки.
Когда я пришел на работу в школу, то оказалось, что действительно за разминку на уроке спрашивают.
Пришел я на первый урок в начальные классы.
Прошло 20 минут, я объявляю, что, мол, нужно встать и сделать небольшую разминку.
- А мы знаем, - говорят дети.
- А давайте про кoзла! - вдруг говорит один мальчик.
- Что про кoзла?
- Разминку про кoзла.
- Как это?
- А мы вам покажем.
Дети разбились по парам (причем, мальчик с девочкой), отошли от столов, а тот, кто предложил "про кoзла", начал лихо отчеканивать:
- Ходил кoзел по лесу ...
Дети делали разминку с удовольствием, лихо подпрыгивая и отплясывая нужных местах.
На следующий урок я "принес" им разминку на английском языке.
Сделали, но как-то без энтузиазма.
А еще на следующий урок дети мне предложили:
- Давайте всё-таки про кoзла.
- Давайте, - согласился я, так как особой роли тематика зарядки не имела. Да и английский у них был только третий раз в жизни, так как до этого учителя не было.
И у них зажглись глаза, они взялись за руки и начали отскакивать под ритм отбивающего речевку про кoзла.
***
Сегодня эти дети уже дяди и тети. У кого-то уже ребенок, у кого-то два. Даже не верится, что буквально позавчера они могли взяться за руки и начать отскакивать под детское простое стихотворение.
Что интересно, почему-то в памяти остаются первые моменты работы. Я запросто могу перечислить имена и фамилии всех тех, кого я учил в первый год, в каких классах они сидели, на каких местах сидели и с кем сидели.
А потом это всё перемешивается.
Сначала я удивлялся. К примеру, спрашивает меня кто-то из коллег:
- А ты вот с этим-то учился?
- Да нет, он ведь меня на 5 лет старше (или младше).
Потом понял, что информация накладывается друг на друга и на самом деле сложно соотнести время и школьников, когда они учились. А вся привязка ко времени идет к тому первому году работы. Потом, когда все эти дети выпускаются, привязка вообще теряется.
- В каком году выпустился вот этот?
- Нужно подумать. Но могу с уверенностью сказать, что точно до 2020 года.
- Правильно, в 2013-м.