В 2021 году по дорогам Острова Свободы ездит огромное количество дореволюционных автомобилей. Кубинская революция произошла, конечно, попозже нашей Октябрьской, и тем не менее автомобилям тех лет уже по меньше мере идет седьмой десяток. Увидеть какой-нибудь Кадиллак или Понтиак конца пятидесятых годов на Кубе — это норма, а вот заметить новенький корейский или европейский автомобиль — большая удача.
Как вообще так получилось, что люди ездят на том, что по логике вещей ездить уже не должно? И почему несмотря на снятое эмбарго США и в целом улучшающуюся финансовую ситуацию в стране здесь почти нет новых автомобилей?
До революции во времена режима Фульхенсио Батисты на Кубе с автомобилями по понятным причинам дела была плохи. Просто в пятидесятые годы в полуколониальной стране, где основу экономики составляло сельское хозяйство, неоткуда было взяться современным по тем временам авто. И тем не менее автомобили помаленьку появлялись: в сельском хозяйстве вместо лошадей постепенно появляются тракторы, а гужевые повозки заменяются автобусами.
К концу пятидесятых на Кубе на десять лошадей приходился только один автомобиль и если честно, создается такое ощущение, что в 2021 году эта пропорция изменилась не так уж и сильно...
После Кубинской революции поток автомобилей из США резко остановился, так что ближайшее десятилетие кубинцам пришлось ездить на том, что осталось с дореволюционных времен. Потом понемногу стали привозить машины из СССР и других социалистических стран: в Чехословакии закупили шкодовские автобусы, в 1989 году из Польши пришла партия Фиатов.
Но все эти партии машин — капли в море для страны с населением десять миллионов человек. Несмотря на минимальные обновления, средний возраст автомобиля на Кубе продолжал увеличиваться, и уже к концу восьмидесятых годов на дорогах Острова Свободы ездила куча ретро-автомобилей.
После распада СССР Куба начинает закупать автомобили не только в России, но и в других странах мира, например, в Китае. Часто бывали такие случаи, что более развитые страны просто дарили Кубе партии техники. Испанская Севилья подарила бывшей колонии партию школьных автобусов, а Япония и Австрия безвозмездно отправили Кубе несколько десятков грузовиков.
Несмотря на все это, обеспечить остров с одиннадцатью миллионами населения таким количеством автомобилей невозможно, поэтому если сейчас у людей в семье есть автомобиль, то скорее всего это какой-нибудь дореволюционный Понтиак, нафаршированный ГАЗовскими запчастями.
Все новые легковые автомобили, попадающие на остров, отправляются на нужды государственных структур или в государственные таксопарки, и только после нескольких лет работы в такси или на госслужбе эти автомобили в теории сможет купить простой кубинец.
И то только в теории, потому что на практике за более-менее свежие автомобили на Кубе ломят цены в несколько раз выше их рыночной стоимости, притом что зарплаты у кубинцев весьма скромные. Поэтому и ездят на пятидесятилетних "Москвичах" и еще более старых Кадиллаках, сто раз пересобранных своими руками в гараже.
P.S. На Кубу недавно ездили мои хорошие друзья. Они рассказали мне много интересных подробностей про жизнь на Острове Свободы, которыми я спешу поделиться с вами. Присоединяйтесь, будет интересно!