Уверенно, шаг за шагом, как в мире, так и в России, метод сбора средств в интернет среде, известный как краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowdfunding, сrowd - “толпа”, funding - “финансирование”), набирает и популярность, и количество участников.
Многие считают отцом основателем краудфандинга журналиста Джеффа Хау, который ввел сам термин еще в 2006 году, а первым случаем сбора средств в интернет - сбор средств на организацию гастрольного тура рок-группы Marillion в 1997 году.
Однако, один из первых известных случаев практики краудфандинга в России зафиксирован еще 100 лет назад! Жители села Турнаево в 1912 году начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и деньги жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 тыс. царских рублей! Церковь стоит и по сей день, поражая своей красотой.
На сегодняшний день безусловными лидерами по объемам рынка являются Китай, Япония, Южная Корея и США. Доля краудфандинговых вложений на инвестиционном рынке этих стран составляет от 2% до 5%. В России такая доля пока значительно ниже. На сегодня она достигла крохотных 0,15-0,2%. Цифра на уровне статистической погрешности!
Это говорит о том, что краудфандинг в России находится на ранней стадии развития. В 2012 г. появились первые российские краудфандинговые площадки Planeta и BoomStarter, а к 2016 г. через крупнейшие платформы России было проинвестировано уже более 2 млрд рублей.
Отличительной чертой российского краудфандинга стало включение государства в поддержку проектов. Например, в 2014 г. Boomstarter провел конкурс грантов “Молодая Москва” среди краудфандинговых проектов. Суть заключалась в том, что проекты, собравшие заявленную сумму на платформе, могли получить грант от департамента культуры на дофинансирование в объеме собранных средств или более.
Так же важно отметить вовлечение банков в краудфандинговую деятельность. В 2016 г. был запущен проект “Поток” от Альфа-Банка. “Поток” — это краудфандинговая платформа, позволяющая физическим лицам одалживать деньги компаниям напрямую (P2B-кредитование). А в текущем, 2021 году, краудфандинговые проекты уже есть и у Сбера, и у Альфа-Банка, и у Точка Банка, и у ВТБ, и у Модуль Банка… То есть, очевиден тот факт, что изначально либеральное движение начинает приобретать четкий и структурированный характер, свойственный кредитным учреждениям.
Более того, государство, перейдя от не вовлеченного наблюдения со стороны, с 2020 года жестко регламентирует данный вид деятельности, введя Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Надзорным и контролирующим органом становится Центральный банк Российской Федерации, регламентирующий любые действия операторов инвестиционных платформ своими положениями и регламентами. Такими, как Указание Банка России от 04.12.2019 № 5342-У «О порядке ведения реестра операторов инвестиционных платформ» и Указание Банка России от 29 января 2020 г. № 5395-У “О порядке и сроках составления и представления в Банк России отчетов операторами инвестиционных платформ, форме отчетов операторов инвестиционных платформ и составе включаемых в них сведений”.
Все это говорит о том, что явление краудфандинга в России, находясь в самом начале пути, обещает в самом ближайшем будущем стать широко применяемым инструментом, на который уже теперь можно и нужно обращать внимание как соискателям инвестиций, так и инвесторам, приобретающим характер профессионалов.
В следующий раз мы поговорим о применимости Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» как к операторам инвестиционных платформ, так и к самим инфраструктурам инвестиционных платформ.
Всегда с Вами, Команда Инвестиционной платформы ЭЛЕВАТОР (https://elevator.market/)
https://t.me/elevator_market_oip