В историю театрального искусства Анна Алексеевна Бренко (Челищева) вошла как создательница первого частного театра в Москве. К сожалению, сегодня её имя знают лишь специалисты - либо заядлые театралы, интересующиеся искусством сцены...
Между тем, эта умная, талантливая, энергичная женщина сделала очень много для развития русского театра, и сам Станиславский с нежностью отзывался о ней как о "пионере демократизации театра", а Ермолова - как о "милом старом товарище, отдавшем всю свою жизнь родному искусству". Её идея общедоступного театра послужила ориентиром для потомков и последователей. Первая бесплатная школа сценического искусства в России также была открыта по проекту Анны Бренко. В. Гиляровский считал её инициатором "отмены театрального крепостного права" (имеется в виду отмена монополии императорской сцены указом царя Александра Третьего в 1882 году).
«Драматический театр А. А. Бренко в доме Малкиеля» (более известный как Пушкинский, так как был расположен неподалёку от памятника Пушкину на Тверском бульваре) открылся 9 сентября 1880 года. Это был второй сезон существования театра. Первый играли в "Пассаже" В. Солодовникова на Кузнецком мосту с 11 января по 27 апреля. В репертуаре - мировая классика (У. Шекспир, Ф. Шиллер, А. Островский), труппа состояла из самых известных артистов провинции (Модест Писарев, Василий Андреев-Бурлак, Полина Стрепетова - "звёзды" своего времени). Инициатором и вдохновителем стала бывшая ученица школы Малого театра, заставшая ещё Щепкина, а затем некоторое время актриса этого театра (по отзывам современников - "превосходная").
Чтобы добиться своей цели, Бренко прибегла к хитрому плану. Она отправилась в Петербург и договорилась с комитетом "Христианская помощь" относительно организации под его маркой литературно-музыкальных вечеров с чтением на них отрывков из драматических произведений. Вслед за тем ей удаётся добиться разрешения ставить "сцены из пьес", а потом и полноценные спектакли в гриме, костюмах и с декорациями. Представления из "Пассажа" перекочевали в новое здание, оборудованное архитектором Чигаровым, а Бренко тем временем собирает лучшие актёрские силы, не имеющие возможности попасть на казённую сцену. Она выделяется как едва ли не единственная русская актриса с высшим образованием (кроме театральной школы она окончила ещё Высшие московские педагогические курсы).
Театр Бренко славится своим ансамблем. Некоторые даже сравнивали его с образцовой труппой Малого театра, и не в пользу последнего. Правда, были и язвительные критические нападки. К примеру, среди прочих сюжетов карикатуры еженедельного сатирического журнала "Будильник" под названием "Московское лето" изображена и Бренко, которая заманивает зрителей в театр: "Драмы, комедии, бытовые сценки..." Но, говоря начистоту, никого зазывать ей не приходилось. Спектакли шли с аншлагами.
30 апреля 1882 года в "Пушкинском театре" Бренко состоялось выдающееся театральное событие - первая постановка комедии Островского "Свои люди - сочтёмся" в первоначальной редакции, без квартального, насильственно введённого цензурой. Спектакль ставит сам автор, на премьеру съезжается цвет московской интеллигенции, и грандиозный художественный успех спектакля сопровождается публичным чествованием Островского.
"Спасибо дирекции театра б. п. Пушкина, что она даёт эту, первую по времени, даровитую русскую комедию на своих утренних спектаклях. Юноши и дети ломятся в театр, смеются, воспитывают в себе здоровое чувство юмора и правды. Такой пищей и надо кормить. Пусть они выходят потом врагами нашей теперешней тягучей и тоскливой сценической литературы..." (Боборыкин П. - О "Недоросле" в Театре Бренко)
"Для меня работа была наслаждение..."
Анна Челищева родилась во Владимире в 1847 году, "...это было на Святой неделе в четверг, утром в 7 часов, как всегда с радостью рассказывала мне мать моя, под колокольный звон увидела я свет Божий" - рассказывала сама актриса. Именно мать прививала ей любовь к чтению, обучала иностранным языкам, музыке. Шестилетняя Аня порой проводила за инструментом до 20 часов в сутки, благодаря чему к 13 годам уже превратилась в превосходную исполнительницу, играя на рояле сложные произведения русских и зарубежных композиторов.
Судьбоносной оказалась встреча с Владимиром Барановичем, служившим в уездном полицейском управлении под началом отца одарённой девочки. Владимир часто бывал в доме Челищевых, где устраивались домашние литературные вечера. Владимир Егорович и Анна подолгу репетировали (он декламировал, она аккомпанировала), читали монологи и диалоги, обсуждали прочитанное... Так зародилась любовь к драматическому искусству, которое Аня пронесёт через всю свою жизнь. Любовь же к Владимиру, вспыхнувшая в сердце молодой девушки, оказалась несчастной - он женился на другой...
В 1865 году 16-летняя Анна вышла замуж за следователя Осипа Яковлевича Левенсона, который любил её до безумия, грозился даже застрелиться, если получит отказ. После свадьбы молодые часто посещали театр. К моменту дебюта на сцене Малого театра Анна Алексеевна получила блестящее образование: параллельно с учёбой на Высших педагогических курсах, она брала уроки вокала, грима, актёрского мастерства. После окончания учёбы ездила в Швейцарию слушать лекции по сценическому искусству. В Малом она служила с 1873 по 1879 год (по другим источникам - была официально зачислена в труппу лишь в 1878-м, а вышла в 1882-м).
Видя, как тяжело живут актёры императорских театров, Анна Алексеевна отчаянно желала что-то изменить в этой ситуации. Многие ей не верили, а многие завидовали: Левенсон был преуспевающим юристом, и его жена могла себе позволить шубу, бриллианты, собственный экипаж... Устав от интриг и зависти, Анна Бренко решилась организовать собственное театральное дело. Увы, несмотря на то, что она занималась им круглые сутки, с жаром отдаваясь любимому занятию, её детище - один из самобытных, высокохудожественных театров конца 19 века - не смогло выжить...
В её жизни будет ещё много лишений и горя. Душевная болезнь старшего сына и ранняя смерть младшего; измена, угроза ареста и самоубийство мужа; нищета, долги, фальшивые друзья, непроходящее мучительное чувство к Барановичу, преследовавшее её долгие годы... Но Анна Бренко не сдавалась. Жила на гроши. Преподавала, воспитывала учеников. Когда ей отказали в открытии театральной школы, организовала в своей крошечной квартирке театральную студию. Ей принадлежат слова: «Самое лучшее средство справиться со своей волею, это заставить себя сделать что-нибудь сверх сил».
Короткая жизнь "Пушкинского театра"
Несмотря на популярность; на то, что почти на всех представлениях зал был переполнен, и по продажам театр превосходил первые театры Москвы, второй сезон завершился с убытком в 17 000 рублей. Огромные налоги на частную антрепризу, колоссальная сумма, которую Бренко вынуждена была выплачивать за аренду помещения, расходы на качественные декорации и костюмы, содержание большой труппы и гонорары приглашённым артистам, -- всё это превысило выручку. Капитал Бренко был на исходе. Завершил разорение Ф. Корш, арендовавший в театре гардероб. Он скупил через третьих лиц все векселя и потребовал их немедленной оплаты.
Подлинный энтузиаст театрального дела, Анна Бренко оказалась слишком далека от практической сметливости, которая была необходима владельцу частного театра. Она была актрисой, драматургом, режиссером, гримером. Искренне любила своих артистов; внимательно подбирала для спектаклей не только декорации, костюмы, мебель, но и музыку, танцы; учила садиться, кланяться, танцевать полонез, носить костюмы... Но любви к своему делу оказалось мало. "Пушкинская сцена" не выживает, в сезоне 1882/83 гг. она открывается уже под флагами Ф. Корша.