Весь общественный транспорт на Кубе делится на две большие категории: для местных и для туристов. То, что могут позволить себе туристы, недоступно для местных, и наоборот – общественным транспортом, которым пользуются кубинцы, побрезгует большинство приезжих.
Соответственно цены на транспорт для местных и для туристов отличаются не то что в разы, а в десятки и сотни раз. Взять хотя бы обычное такси – пользуются им только приезжие...
Поездка в такси на Кубе — это практически единственная возможность прокатиться на более-менее свежем автомобиле, потому что все таксопарки государственные, и обновляются машины в них в приоритетном порядке. После нескольких лет работы в такси машину выставят на продажу, и ее за сумасшедшие деньги по завышенной раз в десять от рыночной стоимости цене купит какой-нибудь зажиточный кубинец.
Но пока машины новые, поездить на них можно только в такси государственного таксопарка. Средняя поездка по Гаване стоит 10-20 долларов в зависимости от расстояния, что весьма недешево даже по российским меркам. Но опять-таки это если заказывать поездку в государственных компаниях. Несмотря на социализм, частные "бомбилы" никуда не делись, и если вы умеете торговаться и знаете испанский, то поездка обойдется значительно дешевле.
Ретро-такси — это вообще отдельная история, ради которой приезжают на Кубу. Стоит оно по понятным причинам еще дороже, чем обычное (диковинка же!), зато покататься на каком-нибудь Кадиллаке пятидесятых годов прошлого века без верха на Кубе будет стоить намного дешевле, чем в Калифорнии или Флориде.
Если нет денег на такси, то всегда можно поехать на автобусе. Ну, или почти всегда...
Городские автобусы стоят один песо, то есть фактически нисколько не стоят. Ходят они нечасто, но при желании и известной степени настойчивости можно на них перемещаться в пределах кубинских городов. Междугороднее автобусное сообщение тоже существует, тоже стоит копейки, но автобусы ходят еще реже и пребывают в довольно печальном техническом состоянии.
Вот этот автобус, видимо, раньше трудился где-нибудь во Франции или ее заморских территориях и возил школьников на учебу. Потом его списали и продали/подарили Кубе, где он до сих пор каждый день с периодическими поломками перевозит людей из одного населенного пункта в другой.
Железные дороги на Кубе как бы есть, но по факту работают они очень плохо. Подвижные составы неимоверно старые, постоянно ломаются. Поезда следуют не по графику из-за вечных поломок в пути, да и состояние самого железнодорожного полотна весьма печальное. Так что если задумали ездить по Кубе на общественном транспорте, то лучше рассчитывайте на автобусное сообщение, чем на жд.
В пределах городов есть и более интересные способы передвижения, чем автобусы. Например, вот такие велотакси. Стоят они немного, как и такси-мопеды, поэтому ездят на них и туристы, и местные. Для кубинцев это просто доступный способ передвижения на небольшие расстояния, а для туристов — целое приключение с погружением в кубинский колорит.
Ну, и бывают еще вот такие персонажи, прошу прощения за качество фото. Лошадь на кубинских дорогах — абсолютная норма жизни, хоть сейчас она уже встречается не так часто, как автомобиль или скутер.
В селах на лошадях перевозят все, на что не хватило тракторов, а в городе прогулка в конной повозке — это еще один способ для туриста ощутить атмосферу Острова Свободы, а для местных – подзаработать немного долларов, так необходимых им для того, чтобы просто не быть голодными...
Про кубинские квартиры я написал здесь: в зажиточной квартире в Гаване нет даже горячей воды