В нашей предыдущей статье мы говорили об оборудовании, которое необходимо для макросъемки. В этой статье мы расскажем о некоторых проблемах, с которыми вы можете столкнуться при макросъемке, и их возможных решениях. Итак, без дальнейших задержек, давайте начнем.
1. Свет
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся при макросъемке, - недостаточное освещение. Если вы снимаете в помещении, у вас есть полный контроль над светом, но когда съемка происходит на открытом воздухе, приходится зависеть от естественного освещения, которое мы не можем контролировать. Вы скажете: эта проблема связана со всеми видами фотографии, где используется естественный свет, что в этом такого особенного?
Ну, когда мы делаем макросъемку, то обычно снимаем с узкой диафрагмой, чтобы весь объект был в фокусе, и из-за этого нам нужно много света для правильной экспозиции. Если вы снимаете в лесу, свет иногда не может достичь земли из-за деревьев.
Для решения этой проблемы используется искусственный источник света. Вы можете использовать постоянный источник света, такой как светодиодная лампа или фонарь от мобильного телефона, или вспышку на камере, или кольцевую макро-вспышку. Какой бы источник света вы не использовали, просто не забудьте смягчить свет с помощью рассеивателя.
2. Небольшая глубина резкости
В макросъемке мы всегда получаем очень узкую, можно сказать, почти бритвенно-тонкую глубину резкости, что иногда неприемлемо. На глубину резкости влияют три основных фактора: диафрагма, фокусное расстояние объектива и расстояние между объектом и камерой. Чтобы получить в фокусе более широкую область, мы можем контролировать по крайней мере два из них.
Первый - это диафрагма. Чтобы получить большую глубину резкости или, по-другому, увеличить область фокусировки, всегда снимайте с узкой диафрагмой, например, f/16 или f/18. Когда используется такая узкая диафрагма, требуется много света, и мы уже это обсуждали. У большинства объективов есть возможность увеличить значение до f/22, а некоторых даже до f/32, но поднимать его так высоко не рекомендуется, так как начнете терять резкость изображения. Большинство объективов дают самые четкие изображения при значениях диафрагмы f/16 или f/18.
Второй фактор, который мы можем контролировать, - это расстояние между объектом съемки и камерой, но его можно использовать, только если ваша камера имеет высокое разрешение, например 40 или 50 мегапикселей. В этом случае можно сделать снимок с большего расстояния и потом его кадрировать. Таким образом, вы получите больше информации о предмете в фокусе.
Если вам потом не понадобится печатать изображение на большом холсте и вы довольны 5-10 мегапикселями конечного изображения, можно использовать этот трюк и с камерой 20-25 мегапикселей. Кстати, можно получить приличный размер печати даже с изображением 5-10 мегапикселей после постобработки.
Еще одним вариантом для получения большей глубины резкости является фокус стэкинг. Это продвинутая технология, и мы поговорим об этом потом.
3. Фокусировка
Еще одна проблема, с которой вы столкнетесь, - это фокусировка. В макросъемке объекты в основном очень маленькие, и нашей камере трудно сфокусироваться на них. Решение этой проблемы заключается в том, чтобы использовать настройку фокусировки камеры по одной точке. Всегда можете легко переместить точку фокусировки в то место, где нужно сфокусироваться.
Вторая проблема с фокусировкой - это шевеленка камеры. При макросъемке мы всегда получаем небольшую глубину резкости, даже если снимаем с узкой диафрагмой. Иногда область фокусировки составляет менее одного сантиметра. В этих условиях, если камера сдвинется всего на несколько миллиметров, весь объект может оказаться не в фокусе.
Одним из решений этой проблемы является использование штатива или монопода, чтобы можно было ограничить движение камеры. Однако, не всегда можно использовать штатив. Поэтому лучшим решением будет научиться быть неподвижным, когда делаете снимок. Всегда прижимайте локти, чтобы избежать шевеления камеры, старайтесь задерживать дыхание при спуске затвора и найдите что-нибудь вроде ветки для опоры.
Иногда получается, что нельзя получить в фокусе весь объект целиком, и нужно сосредоточиться на какой-то интересной точке, например, на цветке или глазе жука. Если ваша камера фокусируется не там, где надо, можно зафиксировать фокус и слегка передвинуть свое тело вперед или назад, пока ваша нужная точка не окажется в фокусе.
Благодаря современным технологиям камеры стали очень продвинутыми и могут фокусироваться в сложных условиях. Но если ваша камера по какой-либо причине не может это сделать, переключитесь в режим ручной фокусировки.
4. Движущиеся объекты
Если вы пытаетесь снимать движущиеся объекты, например, бабочек, стрекоз или других насекомых, обычно они не остаются на месте и продолжают перемещаться с одного места на другое. Невозможно их контролировать или заставить остаться на одном месте. Терпение - ключ к успеху в такой ситуации. Кое-что, все же, можно сделать: используйте объектив с большим фокусным расстоянием. С ним вы будете находиться на большем расстоянии от объекта съемки, не мешая своим присутствием, и он останется неподвижным.
5. Ветер
Если вы снимаете цветы, а при этом дует сильный ветер, могут возникнуть трудности с получением четкой картинки. В таком случае наберитесь терпения и ждите, когда он успокоится, а лучше поснимайте что-нибудь еще. Кстати, если сильный ветер, зачем останавливаться только на макросъемке? Давайте вместо этого сфокусируемся на размытии в движении.
6. Грязь
Иногда приходится сидеть, вставать на колени и даже ложиться на землю, чтобы сделать идеальный снимок. Всегда носите свободную одежду, которая легко чистится. Убедитесь, что вы полностью защищены от грязи и у вас удобная обувь.
Есть еще несколько моментов, которые нужно запомнить. Когда вы отправляетесь в дикую природу, всегда держите при себе средства от комаров или спрей от насекомых. Убедитесь, что у вас есть с собой вода и немного еды. Укусы некоторых насекомых могут быть опасны. Поэтому держитесь от них на безопасном расстоянии.
Некоторые люди срывают цветы или пытаются переместить насекомых туда, где хорошее освещение или более красивый фон. Пожалуйста, не делай этого. Вам бы не понравилось, если бы кто-то пришел к вам домой и убрал ваши вещи, чтобы сделать идеальный снимок. Естественная среда обитания - их дом.
Вот проблемы, с которыми вы можете столкнуться при макросъемке, но не волнуйтесь. Когда вы начнете делать макроснимки, то поймете, что эти проблемы - ничто по сравнению с наградой, которую вы получите в результате. Итак, подготовьтесь и вперед!
Помощь в написании статьи: Рамакант Шарда
Рамакант - отмеченный наградами фотограф, автор и разработчик мобильных приложений, живущий в прекрасном “Розовом городе” Индии, известном как Джайпур. Многие из его работ были опубликованы в журналах, газетах и международных блогах. Он пишет о фотографии, а также преподает ее на своих семинарах. Он опубликовал три (на данный момент) иллюстрированных издания. Ознакомьтесь с его последней книгой "Освоение высокоскоростной фотографии".
Еще больше интересных статей читайте в нашей группе и на сайте www.pano-maker.ru
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!