Найти в Дзене
Раиля Иксанова

Лукошкин брат, или как иногда память подводит

Жил в одном совхозе мужчина. Женился он до армии, а жена осталась проживать со своей матерью в их доме. Родители купили ему небольшой домик. А по соседству проживали его родные братья и сестры.

Пока он служил, жена успела родить сына — первенца без него. А Ризван был похож на свою мать. И нос такой же, как у мамы, и глаза, и губы. Айрат, когда вернулся домой, устроился на работу в совхозе, стал ветеринаром. Иногда мужчину одолевали сомнения: его ли это сын. Хотя он прекрасно помнит, как прошла первая брачная ночь.

Жена вышла на ферму работать дояркой. В те далёкие семидесятые годы, где ещё работать сельским женщинам, кроме, как не на ферме. Магазин от сельпо был единственный, школа малокомплектная, до 4 класса. Почты не бывало и в помине. Приходилось ездить в центр. Правда, для проведения культурного досуга была своя сельская библиотека и там же клуб, где крутили кинофильмы. Особенно население любило ходить на индийские фильмы, даже женатые и замужние женщины с маленькими детьми посещали вечерами клуб. Уснувших детишек за пазухой, придерживая рукой, отцы несли домой. Бывали и такие казусные случаи, когда отец брал с собой мальчика – глупыша, думая, что тот ничего не соображает. А при приходе домой своим картавым языком пытался донести до мамы и остальных домочадцев, что делали на экране дяденька и тётенька. Все хохотали до слёз после его рассказов. Понятное дело, в следующий раз молодой папаша не рисковал брать с собой сына в клуб.

Друг за другом родились сыновья и дочери у Айрата.

Сыновья росли, учились, уходили в армию. Отслужив положенный срок, возвращались домой. Отдохнув месяца два, устраивались или на учёбу, или на работу в родном совхозе.

Затем обзаводились семьями, рождались у них свои дети. Айрат так и продолжал работать в родном совхозе. Жена доила коров на ферме до пятидесяти, затем ушла на заслуженный отдых, на пенсию, потому как у неё было пятеро детей. Пошли внуки и внучки.

Жили, как и все односельчане. Большое хозяйство у них. Держали на подворье по три коровы, овечек до тридцати штук. Гусей также держали немало. Ещё и утки в придачу. В деревне без своего хозяйства делать нечего. Зато нет нужды покупать в магазине и тратить деньги.

Хлеб они пекли всю жизнь в печи, там же и шаньги, булочки, калачи.

Правда, потом печки заменили духовые шкафы. Приноровиться к нему не сложно было. Пироги с картошкой, капустой, мясом. Почти вся родня проживала рядом, поэтому в гости мог заглянуть любой.

А чтобы не ударить лицом в грязь, варили супы и мясо помногу, с расчетом на ещё пять — шесть человек, примерно.

Наверное, многие помнят, что в семидесятые и восьмидесятые годы сельчане жили скромно, основной едой во все времена оставалась картошка, которую считали вторым хлебом.

И если, кто зашёл по делу к друзьям или родственникам, нередко можно было увидеть на столе картошку в мундире, которую запивали молоком или ели с домашней сметаной или маслом. В зимнее время с топленым маслом. Зато, какая полезная пища была!

В больших огородах в основном росла картошка, изредка лук для зелени, горох для ребятишек. А остальное можно было найти на совхозном поле. Капусту никогда никто не сажал у себя, также и чеснок, помидоры, свеклу, морковь.

А вот огурцы в парниках выращивали. Хотя и в магазине они стоили недорого, свой овощ под рукой — милое дело.

Для огурцов ранней весной сооружали длинные парники, потому что навоз свой, не покупной. Наоборот, очень многие сами торговали им. До большого города езды меньше часа, поэтому городские садоводы на своих «Жигулях» с прицепом подъезжали к любому двору и без необходимого товара впустую никогда не уезжали.

Однажды с Айратом приключилась смешная история. Поехал он в город и заехал в продуктовый магазин.

Жена не составляла никогда список, что необходимо купить. Как-то сам запоминал и всё.

А это случилось тогда, когда не было ни супермаркетов, магнитов, монеток, пятёрочки и т.д.

Я уже упоминала, что всё это происходило в семидесятые годы.

Жена наказала ему купить кое — что из овощей.

Зайти-то зашёл в магазин, набрал кое — какие продукты, а забыл, как называется этот овощ.

Стоял долго у прилавка, покупатели стали выражать недовольство, что задерживает очередь.

Спасение пришло как-то само собой. Неожиданно пришла спасительная мысль, и он весело выкрикнул, сам не ожидая от себя:

— Подайте, пожалуйста, лукошкин брат! А сам рукой показывает на него.

— Мужчина, вам нужен чеснок? И, отвернувшись снова к прилавку, стала набирать в мешочек.

— А много свешать Вам?

— Даже не знаю, она не сказала, сколько купить. — Но помню, что для пельменей.

— Давайте, наберу хотя бы полкило. Скоро зима, начнутся всякие простудные заболевания, а чеснок очень пригодится вам в лечении.

Покупатели молча улыбались, отворачиваясь от незадачливого покупателя.

Айрат не успел выйти из магазина, как громкий заразительный смех оглушил его уже на улице. Дело было осенью, окна были приоткрыты, поэтому смех не услышал бы только глухой.

НЕБОЛЬШАЯ ПРОСЬБА, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ, ОСТАВЬТЕ, ПЖТ, ЛЮБОЙ КОММЕНТАРИЙ ИЛИ ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК, ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

А ВАМ Я ЖЕЛАЮ ДОБРОГО ЗДРАВИЯ И УДАЧНОЙ НЕДЕЛИ! И ТАКЖЕ ЛЕТА В ДУШЕ!

-2