В 1971 году Пол Маккартни выпустил свой второй сольный альбом «Ram», оформив его как совместное произведение со своей женой Линдой. После выпуска этой пластинки Пол основал группу Wings, и все идеи для создания последующих песен с этой группой он уже черпал именно с «Рэма», потому что альбом хоть и оказался простеньким по музыке, зато гениальным идейно.
Альбом «Ram» - это тот ящик Пандоры, из которого впоследствии вышли все остальные альбомы Пола Маккартни, включая и самый последний – «McCartney III». Менялись только музыканты, стили и настроения, а музыка оставалась той же самой.
Но больше всего «Рэм» повлиял на альбомы группы Wings, которую Маккартни создал сразу же после выхода этого альбома в свет. Дело в том, что после того, как он записал последний альбом с этой группой в 1979-м, он просто занялся самоплагиатом, хоть и на первый взгляд этого не сказать. А вот каждая новая пластинка Wings представляла совершенно разную музыку, и каждый альбом группы не был похож на предыдущий.
Так вот, каждый из альбомов Wings вышел именно из альбома «Ram» – совместного творчества Пола и Линды Маккартни. Под этим брендом он и вышел - Paul and Linda McCartney. И в каждой из песен последующих альбомов группы угадывается идея, заложенная именно в этом альбоме. Я не знаю, конечно же, насколько серьезный вклад сделала Линда в альбом «Ram», поэтому буду говорить только об одном авторе песен альбома, хотя и указывается, что половину из них супруги написали совместно.
Итак, я не считаю альбом «Ram» за лучший в биографии Маккартни, даже когда я его впервые услышал в начале 80-х, я не придал ему особого значения. Правда, до этого мне попался советский миньон с песнями из этого диска, выпущенный фирмой «Мелодия» еще в 1974-м, но там я услышал какие-то фолк-песни, которые мне не очень понравились. Поэтому и первое мое знакомство с альбомом было мимолетным по старой памяти, я его даже записывать не стал.
Однако когда в начале 90-х я купил в магазине «Мелодия» эту пластинку, выпущенную российским лейблом Santa Records, и у меня появилась возможность хорошо его прослушать, я был поражен. Не тем, насколько хорошим оказался альбом, а тем, как я мог столько лет и десятилетий не замечать всех его прелестей! К тому времени я уже очень хорошо был знаком со всеми альбомами, которые Маккартни выпустил с 1970 по 1993 годы, и потому сразу увидел, что все эти альбомы вышли исключительно из «Ram»!
Я не буду акцентировать внимание на том, что сам Макартни, вообще-то вышел из «Битлз», и вся его музыка – это музыка по большей части «Битлз», ну, как минимум наполовину, если считать за фактор отсутствие Джона Леннона в музыке Маккартни. Однако речь не о «Битлз», а о «Уингз», поэтому я и сравниваю первый серьезный альбом Маккартни с самым плодотворным периодом его творчества 1971-1979 гг.
Да, «Ram» в музыкальном отношении довольно простой, ему очень далеко, например, до «Band on the Run» (1973 г.) или «Venus and Mars» (1975 г.), а тем более до «London Town» (1978 г.), многие песни вообще как бы сделаны на коленке.
Тем не менее прекрасно видно, что Пол Макартни, создавая все последующие альбомы, постоянно возвращался к своему первенцу (самый первый альбом «McCartney», 1970 г., я считаю не отдельным творением, а лишь прелюдией к «Рэму»), черпал из него свои же идеи, усложнял их в музыкальном плане и выдавал за уникальные песни. Таким образом он создал в 1970-х огромную коллекцию прекрасной музыки, и в этом состоит гений Маккартни, который построил огромную сверкающую пирамиду Wings, основанную всего на одном альбоме.
Но не буду раскручивать философию до предела, лучше заняться повторением пройденного и посмотреть, что же там понапридумывали Пол и Линда в 1971 году. Песни №№1, 2, 3, 6, 11, 12 и 14 написал Пол Маккартни единолично, а №№4, 5, 7, 8, 9, 10 и 13 - вместе с Линдой. В группе кроме супругов были еще два гитариста – Дэйвид Спинозза и Хью Маккракен, а также барабанщик Дэнни Сейвелл. Линда на этом альбоме еще клавиши не записывала, а только пела, поэтому на всех клавишах играл Пол.
Сторона 1:
1). Too Many People (4:08). Прекрасный опус в манере «Битлз» последних лет. Композиция имеет такую замечательную акустику, словно записывалась не менее, как в Капитолии или в Кремлевском дворце съездов.
2). 3 Legs (2:46). Еще один «битловский» шедевр, прекрасно смотрелся бы с вокалом Леннона. Песня имеет много ментальных клонов на последующих альбомах Wings, тем не менее, на этом альбоме это самый лучший вариант.
3). Ram On (2:27). Песня, «сделанная на коленке», но опять-таки вырвана из наследия The Beatles.
4). Dear Boy (2:11). То же самое, что и предыдущая.
5). Uncle Albert/Admiral Halsey (4:51). А это уже практически только Маккартни, и в первой части композиции от «Битлов» очень мало, а во второй – вообще ничего нет. «Адмирала Хэлси» считаю одной и изюминок альбома. Маккартни предстает в ней во всей своей гениальной красе.
6). Smile Away (3:53). Стандартный гитарный рок-н-ролл, и снова «Битлы», и опять больше смахивает на сочинение Леннона, чем Маккартни.
Сторона 2:
7). Heart of the Country (2:21). Отличный шлягер, непонятно, почему я не раскусил при первом прослушивании на миньоне фирмы «Мелодия». Чистый Маккарни, «Битлами» тут и не пахнет, как по мне.
8). Monkberry Moon Delight (5:21). Второй шедевр альбома после «Адмирала Хэлси». Из этой песни получился был классный хэви-металлический хит.
9). Eat at Home (3:20). Ничем не примечательный буги-вуги. Таких песен в истории Wings будет много.
10). Long Haired Lady (6:04). Изумительная песня с первоклассным финалом, чем-то композиционно напоминающим битловскую нетленку «Hey Jude», только покороче и полегче.
11). Ram On (Reprise) (0:54). Просто реприза основной части песни «Ram On».
12). The Back Seat of My Car (4:25). Отличная рок-сюита, характерная для всего творчества Маккартни. Уверен, что эта песня так вдохновила некогда Фредди Меркурия, что он написал очень много прекрасных ее подражаний, в том числе и «Богемскую рапсодию» для Queen.
Бонусы:
13). Another Day (3:40). Еще одна типичная для Маккартни композиция под акустику. Так себе, хотя когда я увидел, что она вошла на российский виниловый вариант альбома – очень обрадовался. На фирменной-то пластинке этой песни нет!
14). Oh Woman, Oh Why (4:35). В принципе песня неплохая, но скорее подошла бы «Битлам» авторства Джона Леннона, и даже звук ритм-гитары ленноновский.
В заключение хочу сказать, что у меня в коллекции два виниловых варианта этого альбома – российский и чешский. Российский по звучанию не отличается от фирменного, а вот на чешской пластинке очень сильно срезаны средние частоты. Я держу этот вариант просто как раритет с полноценным разворотным конвертом, правда, сделанным из плохого мягкого, хоть и толстого, картона.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ПОЛЕ МАККАРТНИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Какой альбом Пола Маккартни 70-х годов самый лучший? Все они хороши, но по-разному
Альбом «Band On The Run» Пола Маккартни стал самым крутым творением всего «сольного битломанства»
Альбом «Back to the Egg», 1979 г. ~ убойное завершение карьеры группы Пола Маккартни Wings