Найти тему
Без музыки совсем не то

Paul and Linda McCartney «Ram», 1971 г. ~ это матрица, из которой Маккартни черпал идеи для всей своей остальной музыки

В 1971 году Пол Маккартни выпустил свой второй сольный альбом «Ram», оформив его как совместное произведение со своей женой Линдой. После выпуска этой пластинки Пол основал группу Wings, и все идеи для создания последующих песен с этой группой он уже черпал именно с «Рэма», потому что альбом хоть и оказался простеньким по музыке, зато гениальным идейно.

Paul and Linda McCartney «Ram», 1971 г.
Paul and Linda McCartney «Ram», 1971 г.

Альбом «Ram» - это тот ящик Пандоры, из которого впоследствии вышли все остальные альбомы Пола Маккартни, включая и самый последний – «McCartney III». Менялись только музыканты, стили и настроения, а музыка оставалась той же самой.

Но больше всего «Рэм» повлиял на альбомы группы Wings, которую Маккартни создал сразу же после выхода этого альбома в свет. Дело в том, что после того, как он записал последний альбом с этой группой в 1979-м, он просто занялся самоплагиатом, хоть и на первый взгляд этого не сказать. А вот каждая новая пластинка Wings представляла совершенно разную музыку, и каждый альбом группы не был похож на предыдущий.

Paul and Linda McCartney «Ram», 1971 г., внешний разворот конверта
Paul and Linda McCartney «Ram», 1971 г., внешний разворот конверта

Так вот, каждый из альбомов Wings вышел именно из альбома «Ram» – совместного творчества Пола и Линды Маккартни. Под этим брендом он и вышел - Paul and Linda McCartney. И в каждой из песен последующих альбомов группы угадывается идея, заложенная именно в этом альбоме. Я не знаю, конечно же, насколько серьезный вклад сделала Линда в альбом «Ram», поэтому буду говорить только об одном авторе песен альбома, хотя и указывается, что половину из них супруги написали совместно.

Внутренний разворот конверта
Внутренний разворот конверта

Итак, я не считаю альбом «Ram» за лучший в биографии Маккартни, даже когда я его впервые услышал в начале 80-х, я не придал ему особого значения. Правда, до этого мне попался советский миньон с песнями из этого диска, выпущенный фирмой «Мелодия» еще в 1974-м, но там я услышал какие-то фолк-песни, которые мне не очень понравились. Поэтому и первое мое знакомство с альбомом было мимолетным по старой памяти, я его даже записывать не стал.

Лейблы американский виниловой пластинки
Лейблы американский виниловой пластинки

Однако когда в начале 90-х я купил в магазине «Мелодия» эту пластинку, выпущенную российским лейблом Santa Records, и у меня появилась возможность хорошо его прослушать, я был поражен. Не тем, насколько хорошим оказался альбом, а тем, как я мог столько лет и десятилетий не замечать всех его прелестей! К тому времени я уже очень хорошо был знаком со всеми альбомами, которые Маккартни выпустил с 1970 по 1993 годы, и потому сразу увидел, что все эти альбомы вышли исключительно из «Ram»!

Фрагмент внутреннего разворота с названиями песен и составом музыкантов
Фрагмент внутреннего разворота с названиями песен и составом музыкантов

Я не буду акцентировать внимание на том, что сам Макартни, вообще-то вышел из «Битлз», и вся его музыка – это музыка по большей части «Битлз», ну, как минимум наполовину, если считать за фактор отсутствие Джона Леннона в музыке Маккартни. Однако речь не о «Битлз», а о «Уингз», поэтому я и сравниваю первый серьезный альбом Маккартни с самым плодотворным периодом его творчества 1971-1979 гг.

Да, «Ram» в музыкальном отношении довольно простой, ему очень далеко, например, до «Band on the Run» (1973 г.) или «Venus and Mars» (1975 г.), а тем более до «London Town» (1978 г.), многие песни вообще как бы сделаны на коленке.

Советский миньон 1974 года с четырьмя песнями с альбома "Ram"
Советский миньон 1974 года с четырьмя песнями с альбома "Ram"

Тем не менее прекрасно видно, что Пол Макартни, создавая все последующие альбомы, постоянно возвращался к своему первенцу (самый первый альбом «McCartney», 1970 г., я считаю не отдельным творением, а лишь прелюдией к «Рэму»), черпал из него свои же идеи, усложнял их в музыкальном плане и выдавал за уникальные песни. Таким образом он создал в 1970-х огромную коллекцию прекрасной музыки, и в этом состоит гений Маккартни, который построил огромную сверкающую пирамиду Wings, основанную всего на одном альбоме.

Лейблы советских миньонов разных вариантов выпуска
Лейблы советских миньонов разных вариантов выпуска

Но не буду раскручивать философию до предела, лучше заняться повторением пройденного и посмотреть, что же там понапридумывали Пол и Линда в 1971 году. Песни №№1, 2, 3, 6, 11, 12 и 14 написал Пол Маккартни единолично, а №№4, 5, 7, 8, 9, 10 и 13 - вместе с Линдой. В группе кроме супругов были еще два гитариста – Дэйвид Спинозза и Хью Маккракен, а также барабанщик Дэнни Сейвелл. Линда на этом альбоме еще клавиши не записывала, а только пела, поэтому на всех клавишах играл Пол.

Сторона 1:

1). Too Many People (4:08). Прекрасный опус в манере «Битлз» последних лет. Композиция имеет такую замечательную акустику, словно записывалась не менее, как в Капитолии или в Кремлевском дворце съездов.

2). 3 Legs (2:46). Еще один «битловский» шедевр, прекрасно смотрелся бы с вокалом Леннона. Песня имеет много ментальных клонов на последующих альбомах Wings, тем не менее, на этом альбоме это самый лучший вариант.

3). Ram On (2:27). Песня, «сделанная на коленке», но опять-таки вырвана из наследия The Beatles.

4). Dear Boy (2:11). То же самое, что и предыдущая.

5). Uncle Albert/Admiral Halsey (4:51). А это уже практически только Маккартни, и в первой части композиции от «Битлов» очень мало, а во второй – вообще ничего нет. «Адмирала Хэлси» считаю одной и изюминок альбома. Маккартни предстает в ней во всей своей гениальной красе.

6). Smile Away (3:53). Стандартный гитарный рок-н-ролл, и снова «Битлы», и опять больше смахивает на сочинение Леннона, чем Маккартни.

Сторона 2:

7). Heart of the Country (2:21). Отличный шлягер, непонятно, почему я не раскусил при первом прослушивании на миньоне фирмы «Мелодия». Чистый Маккарни, «Битлами» тут и не пахнет, как по мне.

8). Monkberry Moon Delight (5:21). Второй шедевр альбома после «Адмирала Хэлси». Из этой песни получился был классный хэви-металлический хит.

9). Eat at Home (3:20). Ничем не примечательный буги-вуги. Таких песен в истории Wings будет много.

10). Long Haired Lady (6:04). Изумительная песня с первоклассным финалом, чем-то композиционно напоминающим битловскую нетленку «Hey Jude», только покороче и полегче.

Советский гибкий диск с четырьмя песнями с альбома "Ram"
Советский гибкий диск с четырьмя песнями с альбома "Ram"

11). Ram On (Reprise) (0:54). Просто реприза основной части песни «Ram On».

12). The Back Seat of My Car (4:25). Отличная рок-сюита, характерная для всего творчества Маккартни. Уверен, что эта песня так вдохновила некогда Фредди Меркурия, что он написал очень много прекрасных ее подражаний, в том числе и «Богемскую рапсодию» для Queen.

Разные варианты обложек конвертов советского гибкого диска
Разные варианты обложек конвертов советского гибкого диска

Бонусы:

13). Another Day (3:40). Еще одна типичная для Маккартни композиция под акустику. Так себе, хотя когда я увидел, что она вошла на российский виниловый вариант альбома – очень обрадовался. На фирменной-то пластинке этой песни нет!

14). Oh Woman, Oh Why (4:35). В принципе песня неплохая, но скорее подошла бы «Битлам» авторства Джона Леннона, и даже звук ритм-гитары ленноновский.

В заключение хочу сказать, что у меня в коллекции два виниловых варианта этого альбома – российский и чешский. Российский по звучанию не отличается от фирменного, а вот на чешской пластинке очень сильно срезаны средние частоты. Я держу этот вариант просто как раритет с полноценным разворотным конвертом, правда, сделанным из плохого мягкого, хоть и толстого, картона.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ПОЛЕ МАККАРТНИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Какой альбом Пола Маккартни 70-х годов самый лучший? Все они хороши, но по-разному

Альбом «Band On The Run» Пола Маккартни стал самым крутым творением всего «сольного битломанства»

Альбом Wings «London Town», 1978 г. ~ ментальная вершина Пола Маккартни, после которой надо было что-то кардинально менять

Альбом «Back to the Egg», 1979 г. ~ убойное завершение карьеры группы Пола Маккартни Wings