Ну уж, конечно, НЕ "Прибытие поезда на вокзал Ля-Сьота". Этот фильм, отнюдь не первый люмьеровский, определённо не был показан на первом публичном сеансе 22 марта 1895 года, и, скорее всего, не был продемонстрирован на знаменитом первом коммерческом сеансе 28 декабря. Более того, некоторые исследователи склонны считать, что он и снят-то был только в январе 1896.
Наблюдательным читателям, заметившим, какой же это январь, коли там листья на деревьях растут, ответим, что тот фильм, который мы знаем как "Прибытие поезда" (вернее, два очень похожих фильма), был сделан авторским ремейком летом 1897, когда первоначальный оригинал-негатив, по-видимому, совсем износился от постоянного тиражирования. Ещё более наблюдательный читатель мог бы заметить и то, что каноническая версия фильма имеет номер по каталогу аж 653, и воскликнуть вслед за кэрроловской героиней: "Почему же оно тогда 42-е? – спросила Алиса. – Оно должно быть первым!"...
В общем, если мерить по Люмьерам, то первым их фильмом традиционно считается "Выход [рабочих] с фабрики Люмьер в Лионе", показанный и 22.03, и 28.12, и с которого обычно начинались люмьеровские сеансы. Точнее, один из "Выходов..." – этот фильм тоже существует в трёх вариантах.
Но по Люмьерам мерить не надо, поскольку они кино НЕ изобрели. Они (вернее, он: Луи Люмьер) лишь модифицировали – в чём-то улучшив, в чём-то упростив – систему, годом ранее представленную и запатентованную Томасом Эдисоном. Так что мерить надо по тому, что сделал он (вернее, они: Эдисон и его сотрудник и соавтор Уильям Диксон).
Однако по Эдисону с Диксоном мерить тоже непросто, поскольку конструкция их рассчитанного на индивидуальный просмотр кинетоскопа делает бессмысленным критерий 'первый публично показанный фильм' (уже просто в силу отсутствия публичности). Критерий 'первый снятый фильм' тем более бессодержателен, поскольку сохранились и ранние диксоновские эксперименты, на которых кроме мутных пятен ничего не разглядеть.
В общем, если нам по немного странной человеческой традиции всегда искать что-нибудь первое, так уж необходим какой-то фильм, который мы можем назвать этим эпитетом, нужен некий иной критерий. Например, 'первый официально зарегистрированный фильм'.
И такой фильм имеется. Это – распечатанный по кадрикам на фотобумаге и приложенный к одной из патентных заявок Эдисона фильм "Фред Отт чихает". Он же "Эдисоновская кинетоскопическая запись чихания". Он же "Запись чихания от 9 января 1894".
Хоть фильм и не очень длинный, зато, как нетрудно заметить, это почти что даже крупный план...