Найти в Дзене

Классифицируем сказки по системе Борхеса. Получается забавно

Оглавление

Многие книги имеют схожие сюжеты - об этом знает каждый писатель. Нет, конечно, разные сочные детали в них непременно должны различаться, иначе это будет уже плагиат. Но вот сухой фабульный костяк чаще всего имеет схожие очертания с разными печатными предшественниками, а то и современниками.

Если брать детективы, например, то там вообще чуть ли не каждая первая книга сводится к простейшей схеме: произошло преступление - идет поиск преступника - преступник обнаружен. Исключения возможны, но крайне редки.

Все это наталкивает литературоведов на мысль составить общую классификацию для всех типов сюжета. И эта мысль периодически реализуется - уже давно существуют разные типологические деления книг. Количество типов варьируется. У одних исследователей их может быть 15, у других - 27 и т.д.

Наиболее радикальным, пожалуй, оказался знаменитый классик аргентинской литературы Хорхе Луис Борхес, который объявил, что все сюжеты в мире делятся на четыре типа.

Хорхе Луис Борхес
Хорхе Луис Борхес
  • Осада крепости. История о защитниках и нападающих, старая как мир. Яркий пример: "Троя".
  • Возвращение героя. Яркий пример: "Одиссея".
  • Поиск. Яркий пример: миф об аргонавтах.
  • Самоубийство бога. Яркий пример: история Христа или Одина.

Все эти сюжеты, понятное дело, трактуются в максимально расширительном смысле. К примеру, все истории любовного характера, где герой добивается девушки, это "Осада крепости". Все внутренние терзания и противостояние обществу - это "Возвращение героя" (в данном случае возвращение к себе). Вся приключенческая литература укладывается в сюжет о поиске. А любой мотив жертвенности относится к четвертому типу.

Что ж, а теперь, после всей этой долгой, но необходимой преамбулы, давайте приступим к самому интересному. Попробуем эту схему Борхеса приложить к сказкам. Интересно, что получится.

"Снежная королева"

-3

Начинаем с простого - это, несомненно, "Поиск", поскольку основная фабула сказки сводится к долгому походу Герды в царство Снежной королевы. Аргонавты плыли за золотым руном, а наша героиня идет за Каем. В классификации Борхеса это одно и то же.

"Теремок"

-4

Тоже все довольно просто. Теремок, в котором живут герои, выступает в качестве крепости. Разные лесные жители эту крепость осаждают, стараясь проникнуть внутрь. В какой-то момент крепость просто разваливается.

"Золушка"

-5

Случай похитрее. Как вы думаете, что тут у нас? "Осада крепости", в качестве которой выступает заветный бал или даже принц? Нет, на самом деле это "Возвращение героя". Золушка в течение сказки проходит путь к самой себе - подлинной. И в концовке достигает своей цели.

"Снегурочка"

-6

Видимо, это "Самоубийство бога", хотя сознательно к печальной участи растаять над костром героиня вроде бы не стремилась. Тем не менее, если мы почитаем сказку, то увидим, что ей не особо-то и хотелось идти в лес, а тем более прыгать через костер. Но она это сделала, чтобы не обижать подруг. Жертвенность налицо.

"Сказка о золотой рыбке"

-7

Тут сомнений нет - перед нами классический "Поиск". В качестве двигателя этого поиска выступает старуха, которая выдвигает все новые и новые запросы. А объект поиска каждый раз меняется, но при этом всегда неизменен - это некие блага, обладание которыми является заветной мечтой старухи.

"Репка"

-8

Ну как, вы уже наловчились определять сюжеты по Борхесу? Тогда классифицировать "Репку" вам не составит труда. Конечно, это опять "Осада крепости", которую планомерно ведет небольшое войско из деда, бабки, внучки, Жучки и постоянно прибывающих подкреплений. Финал закономерен - крепость сдается.

Попробуйте в комментариях сами определить классификацию известных русских и зарубежных сказок. Интересно, что у вас получится?

____________

Хороших вам сказок! Подписывайтесь, читайте, до новых встреч! А еще приглашаем в группу ВК "Литинтерес", там много разных историй про литературу!