Найти в Дзене
Олег Лубан

Откуда у нас аргентинская грусть?

Когда Че Гевара входит в моду, это настораживает

Помню, когда я учился на журфаке в Москве, в общежитии в соседней комнате жил марокканец Хасан. Это был самый весёлый человек на этаже нашей знаменитой общаги ДАС. Он отмечал все мусульманские праздники, все арабские, все революционные Дни освобождений стран Ближнего Востока, отдавал дань почтения всем советским праздникам (1 мая, 7 ноября, 9 мая), ну, и естественно, - Новый Год, 8 марта, 23 февраля. Короче, в его комнате постоянно звучала задорная арабская музыка, регулярно собирались его соплеменники с ближнего Востока, а хмельной Хасан регулярно поздравлял нас с праздниками.

Вспомнил Хасана потому, что мой родной Нальчик, похоже, тоже становится очень своеобразным городом. У нас то праздник, то траур. Отмечаем бывшие советские праздники, новые российские, православные, мусульманские, языческие. Доводилось слышать как-то страшную клятву из уст одной кабардинки: «Тха, клянусь Аллахом!» (Русский аналог будет звучать так - «Перун, Сварог, клянусь Богом!»). На вывесках кафе, магазинов, букмекерских контор русский, кабардинский, балкарский языки мирно уживаются с англоязычными названиями. Хотя вроде бы наплыва англосаксов в республику последнее время не ощущалось.

Затевать дискуссию, что отмечать, а что не стоит, не хочу – тут у каждого свои предпочтения, лишь бы другим не мешало и Конституции страны не противоречило. Но захотелось коснуться одного новшества в антураже нашего города. Я говорю о несколько удивительной «Чегеваризации» Нальчика. Уж не знаю, откуда у нас появились страстные поклонники или последователи «неистового Че», но на улицах города одно время стали появляться портреты неутомимого борца за мировую революцию в его неизменном берете. Рекламные щиты, кафе-бар Che на проспекте Ленина, кафе в здании Государственного Концертного зала называется «Че» и портрет соратника Фиделя Кастро, очевидно, приглашает на чашечку крепкого кофе с кубинской сигарой.

Кафе-бар Che в Нальчике
Кафе-бар Che в Нальчике

Когда на матчах нальчикского «Спартака» в премьер-лиге у Восточной трибуны стал красоваться большой щит с портретом Че Гевары, многие гости нашей республики из числа болельщиков очень удивлялись сему обстоятельству. Для любопытствующих журналистов из других городов я придумал своё объяснение (не знаю, совпадает ли оно с инициаторами прославления Че). Говорил, что портрет Че Гевары символизирует борьбу нашего бедного в бюджетном плане нальчикского «Спартака» с богатыми клубами-толстосумами, за спиной которых стоят газовые и нефтяные корпорации. Надо сказать, иногородних гостей вполне устраивала такая версия

Конечно, образ пламенного революционера Че Гевары приобрёл романтический ореол. Выходец из далеко не бедной аргентинской семьи Эрнесто Гевара де ла Серна (таково его настоящее имя), закончив медфак в университете в Буэнос-Айресе, немало попутешествовал по странам Латинской Америки. И видя острые социальные контрасты в них, решил, что мир устроен неправильно и его собственное настоящее предназначение не медицина, о чём мечтали родители, а переустройство этого самого мира. Че Гевара участвовал во многих революционно-освободительных движениях стран латинской Америки. Познакомился в Мексике с молодым Фиделем Кастро и его сторонниками. Участвовал в знаменитом десанте на Кубу на прогулочной яхте «Грампа», который в конечном итоге привел к свержению режима Батисты. Свое второе имя Че он и получил на Кубе из-за характерного аргентинского присловья. Был министром экономики в новом правительстве Кастро. Но в конечном итоге и там бюрократическая рутина ему наскучила. Воевал в бельгийском Конго на стороне соратников Патриса Лумумбы, затем отправился в Боливию, где под именем Рамон воевал в партизанском отряде. Отряд попал в засаду, Че Гевару с другими плененными революционерами расстреляли во дворе местной школы. Надо заметить, что местное боливийское крестьянское население не очень-то торопилось поддерживать сторонников Че, в его отряде воевали, в основном, кубинцы.

-3

Вот очень краткая биография пламенного Че Гевары. Ясно, что такая яркая судьба мужественного, прямо скажем, человека может привлекать молодежь. Это вам не «Апрельские тезисы» В. И. Ленина конспектировать! Но давайте посмотрим, а чего же добивался Че Гевара. Он потому и покинул Кубу и Фиделя Кастро, что считал, что кубинская революция задохнулась в бюрократизме новых уже революционных чиновников. К социализму в СССР относился с иронией, считая, что это лишь вывеска социализма, но не его суть. Хотя именно по его совету Фидель Кастро пошёл на сближение с Советским Союзом. Когда во время Карибского кризиса мир стоял на пороге третьей мировой войны, СССР и США всё же удалось достигнуть обоюдоприемлемого соглашения. СССР вывез свои ракеты с Кубы, США убирали свои базы из Турции. Но Че Гевара на полном серьёзе предлагал Фиделю Кастро силами кубинской армии воспрепятствовать вывозу советских ракет с Кубы, полагая, что ядерная угроза будет хорошим предостережением для США. Советский посол СССР на Кубе советовал Фиделю Кастро угомонить своего неистового соратника, который создаёт серьезные проблемы в международной обстановке. Не брезговал Че Гевара в своей революционной деятельности и террористическими методами. Считая, что революционная Куба в одиночку обречена, решил насильственно экспортировать революцию в другие страны Латинской Америки.

Вот это что-то нам уже знакомое из отечественной истории. Другой «пламенный революционер» Лев Троцкий, не к ночи будь помянут, автор теории «перманентной мировой революции» говорил, что ему не важно, сколько миллионов русских погибнет в мировом революционном пожаре. Троцкий, уехавший потом из СССР в Мексику, там и нашедший свою погибель, в Латинской Америке был довольно популярен. Может, здесь кроются истоки идеологических настроений всемирно известного аргентинца. Теперь и сам Че Гевара стал символом. У знаменитого футболиста Диего Марадоны на плече был вытатуирован портретик Че Гевары. Диего дружил с Фиделем Кастро, именно на Кубу ездил лечиться от кокаиновой зависимости.

А вот мне больше по сердцу слова другого известного политика, Петра Аркадьевича Столыпина, который сказал в начале двадцатого века в государственной Думе депутатам революционерам: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия!». Устал мир за минувший век от революционных потрясений.

И в этой связи вспомнился фотоснимок, помещенный несколько лет назад одной из наших республиканских газет. На нём запечатлена процессия известных в республике людей, которые несут цветы для возложения к памятнику прославленному балкарскому поэту Кайсыну Шуваевичу Кулиеву. А на заднем плане за их спинами возвышается рекламный щит с портретом улыбающегося Че в лихо сдвинутом набок берете и надписью «Или в мае, или никогда!». Почитатели Кайсына Кулиева не виноваты, что Че Гевара и здесь в кадр вписался. Но вот что хотели сказать тогда этой надписью создатели слогана? Насколько знаю, все афиши, транспарантные растяжки, рекламные щиты утверждаются в администрации города. Над его содержанием задумывались? Наверное, кто-то подумал, что это какой-то лозунг из советских времён. Типа «Мир, труд, май!». Легко мы как-то стали относиться к написанному и сказанному. Лучше бы всё-таки без великих потрясений нам обойтись.

P. S. А если до конца дочитали, и статья понравилась, не поленитесь внизу на большой палец вверх нажать. Вам не сложно, а мне приятно будет. А если какой-то комментарий к записи есть, ещё лучше, не стесняйтесь!