Список этических норм для производителей кинофильмов, составленный в 1930 году президентом Ассоциации производителей и прокатчиков США Уильямом Хейсом и его коллегами - священником Дэниелом Лордом и издателем католического журнала Мартином Куигли. Кодекс включал в себя множество самых различных пунктов, как полностью запрещающих, так и ограничивающих показ определенных сцен в кино.
Среди прочего запрещалась демонстрация:
- Явного кощунства и богохульства, а также употребление имени Божьего всуе.
- Любой соблазнительной наготы, причём, не допускался показ не только обнажённых актёров/актрис, но и их силуэтов или теней. Также не допускалось, чтобы персонажи говорили о сексе в соблазнительной коннотации, только в порицательной.
- Изображение незаконного оборота наркотиков.
- Изображение смешанных браков и указания на межрасовые сексуальные отношения.
- Умышленные оскорбления любой нации и любого вероисповедания (этот запрет не распространялся на оскорбления в адрес атеистов).
- Высмеивание духовенства. Священник на экране не мог быть злодеем или комическим персонажем.
- Демонстрация половых органов детей.
- Показ белого рабства.
Кроме того, рекомендовывалось не показывать сцены с проявлением жестокости по отношению к людям, животным, сцены мятежей, применения огнестрельного оружия, сцены с изображением мужчин и женщин, лежащих в одной постели и тд.
Тем не менее, режиссеры умудрялись использовать различные ухищрения, чтобы преодолеть запреты. Например, Альфред Хичкок обошел трехсекундное ограничение длительности экранного поцелуя, заставив Кэри Гранта и Ингрид Бергман в фильме «Дурная слава» прерывать свой поцелуй каждые три секунды, и в итоге растянул его на две с половиной минуты. А в картине Фрэнка Капры 1934 года «Это случилось однажды ночью», получившей пять премий «Оскар», главные герои ночуют в номере отеля на разных кроватях, отгороженных друг от друга перегородкой из одеяла.
Кодекс Хейса, в принципе, мог игнорироваться производителями кинолент, однако, такому фильму было очень сложно попасть в прокат. С 1 июля 1934 года без специальной заставки-сертификата с упоминанием о том, что «картина одобрена Администрацией производственного кодекса» (АПК), не мог выйти в прокат ни один фильм. И в течение 34 лет с того момента (до 1968-го) почти все фильмы, снятые в США, пропихивались сквозь жернова Кодекса Хейса – иначе путь в кинотеатры им был заказан (иностранные же ленты, не соответствовавшие положениям Кодекса, часто конфисковывались Таможенным департаментом США).
К концу, 1950-ых под влиянием, набирающего обороты телевидения, а также наплывом в США более свободного итальянского и французского кино, кодекс Хейса стал все более игнорироваться. В 1968 году на смену ему пришла система рейтинговой классификации фильмов, которая уже ничего не запрещала, но предупреждала зрителей, на какую возрастную категорию рассчитан фильм.
В 2011 году за введение кодекса этики для кинематографистов России, наподобие кодекса Хейса, высказывался Владимир Путин (занимающий тогда пост премьер-министра).
#историязарубежногокино