Бе-30 (Бе-32) — советский пассажирский самолёт местных воздушных линий, не пошедший в серийное производство. Его начали проектировать в ОКБ-49 под руководством Г.М. Бериева в 1965 году для замены на местных линиях самолёта Ан-2. 8 июля 1968 года Бе-30 совершил первый полёт. До 1970 года было построено 8 таких самолётов: три лётных прототипа и пять предсерийных машин. Самолёты оснащались двумя турбовинтовыми двигателями ТВД-10.
По итогам испытаний в ОКБ 1-й и 5-й предсерийные самолёты были доработаны. Первый, в пассажирском варианте, получил салон на 19 мест. Пятый, в грузопассажирской версии, получил салон на 14 мест и грузовой отсек с люком 130х140 см в хвостовой части.
Доработанные самолёты сменили название на Бе-32, их испытания продолжились. В 1976 году по инициативе министра Гражданской авиации Б.П. Бугаева были проведены сравнительные испытания самолетов Бе-32 и Ан-28 по единой программе. Бе-32 одержал убедительную победу, но в том же году проект закрыли.
Политическим решением в массовое производство в качестве замены Ан-2, Ли-2 и Ил-14 запустили чехословацкий самолёт L-410 Turbolet. Самостоятельно производить Бе-32 Бериев не мог, так как не имел собственного серийного завода. От Бе-32 чешскому самолёту досталась серия бортовых номеров СССР-67***.
Из восьми построенных Бе-30 до наших дней дожили два самолёта — именно те, которые доработали до Бе-32.
Самолёт № 01 «ОС» остался на заводе в Таганроге. С ним произошла невероятная история: в 1993 году, спустя 17 лет простоя, самолёт восстановили и начали готовить к серийному производству на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО). «Оживший» Бе-32 начал выступать на авиасалонах, выставлялся на первом МАКСе.
Однако, к тому времени двигатели ТВД-10Б уже сняли производства. Поэтому, чтобы не потерять задел, бериевцы за полтора месяца переделали самолёт под канадские двигатели Pratt & Whitney РК6А 65В. Производить самолёт под обозначением Бе-32К собирались в Румынии. Дело и на этот раз не продвинулось дальше презентации, и про самолёт снова забыли.
В 2010 году состоялась последняя попытка возрождения машины, на этот раз под обозначением Бе-32МК или Бе-32МКУ. Планировалось в 2012-2013 годах завершить сертификацию самолёта, но снова ничего не вышло.
Единственный Бе-32К был перекрашен в первоначальную схему окраски и в 2021 году наконец «упокоился» на территории ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» в качестве памятника. С трёхлопастными винтами от ТВД-10 и мотогондолами от Pratt & Whitney РК6А 65В.
А второй Бе-32, самолёт № 05 «ОС» ещё в 1983 году был передан в музей ВВС в подмосковном Монино, где находится и поныне. Первые несколько лет самолёт простоял у западного забора открытой стоянки, рядом с Ту-124.
В 1989 году самолёт занял своё место в углу за ангаром № 8.
Однажды Бе-32 покинул свой угол: в 1997 году его закатили в ангар № 7 для съёмок фильма Валерия Тодоровского «Страна глухих».
Затем самолёт вернули обратно и многие годы он тихо угасал в дальнем углу музея, где даже траву не каждый год косили. Вандалы разбили пару иллюминаторов по правому борту, частично разграбили кабину. Самолёт увяз колёсами в земле, лопасти винтов сильно повредила коррозия.
К счастью, в 2012 году в музее началась массовая реставрация экспонатов силами предприятий авиационной промышленности, приуроченная к 100-летию ВВС. Бригада работников ТАНТК восстановила с помощью композитов лопасти винтов, заклепали повреждения в хвостовой части, вставили разбитые иллюминаторы и полностью покрасили самолёт.
Памятное фото бригады реставраторов.
Времени у таганрожцев хватило только на восстановление внешнего вида. Внутри самолёт представлял собой печальное зрелище.
В феврале 2016 года восстановлением Бе-32 занялась бригада молодых волонтёров под руководством Алексея Поцелуева. Сначала очистили самолёт от снега, проветрили, избавились от больших осиных гнёзд в хвостовом отсеке. Чтобы внутрь не попадала вода, до весны накрыли центроплан брезентом.
Затем занялись ремонтом кресел: очистили их от старого поролона, постирали чехлы, наклеили новый поролон. Алексею помогали волонтёры Дамир, Мария, Дарья, Владимир, Никита и другие.
Затем кресла установили на место.
Летом устранили протечки в центроплане, отмыли интерьер и экстерьер от многолетней грязи, плесени и грибка.
К сожалению, осенью того же года бригада распалась, и возобновились работы только в 2019 году, под руководством волонтёра Андрея Трифонова. За сезон удалось прибраться в салоне, поставить надёжный замок на входную дверь, поднять самолёт и подложить под колёса металлические пластины («американки»), поправить хвостовую подпорку. К сожалению, центроплан продолжает протекать и чехлы с кресел пришлось демонтировать, чтобы не гнили. Шины пришли в некондиционное состояние, но демонтировать колёса для ремонта не удалось: прикипели гайки.
25 июля 2020 года самолёт помыли с помощью мойки высокого давления.
Ну, и зимой сбрасывали снег, разумеется.
В 2021 году было принято решение, что в этом углу музея появится мемориальный комплекс в честь 100-летия КБ А.Н. Туполева и детская площадка.
Наконец, 23 апреля 2022 года Бе-32 покинул угол, где был абсолютно недоступен для обзора посетителями музея. Так как колёса всё ещё были неисправны, самолёт перемещали с помощью крана. Сначала его установили на плиты перед Ту-16К, рядом с Ан-14 и М-15.
Сотрудники реставрационных мастерских музея занялись ремонтом шасси. Одно из колёс пришлось полностью заменить — оно просто сгнило.
7 мая самолёт ещё раз помыли.
К 20 мая самолёт дотащили до промежуточной стоянки — на вертолётной площадке.
А уже 25 мая самолёт занял своё новое постоянное место — рядом с Бе-12, совсем рядом с сектором пассажирской авиации, но через дорожку от него. Здесь самолёт доступен посетителям для осмотра со всех сторон.
Напоследок — интересный факт. Как я писал выше, самолётам L-410 от Бе-32 достались начальные цифры бортовых номеров. А номер «монинского» Бе-32 достался L-410M, выпущенному в 1976 году, в год закрытия программы проекта Бе-32. Впоследствии самолёт СССР-67209 стал учебным пособием в Кирсановском АТУ ГА и сейчас выглядит так. Есть всё-таки на свете некоторая справедливость.
Источники и дополнительная информация:
Статьи об истории других экспонатов монинского музея ВВС:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
#самолёты #музей #монино #история экспонатов монино #Бе-32 #ссср #история #авиация #гражданская авиация #пассажирский самолет