Давайте попробуем заглянуть за кулисы дипломатических формулировок и понять, чем на самом деле закончились переговоры лидеров России, Армении и Азербайджана.
Итак, после обострения военной обстановки на армяно-азербайджанской границе в Сюнике и демарша Армении в сторону Запада (я писал об этом здесь, здесь и здесь) в Сочи были экстренно приглашены Ильхам Алиев и Никол Пашинян.
На пресс-коференции по итогам встречи господин Путин озвучил основные договоренности, которых удалось достичь. Их три. Первая – демаркация (проведение на местности) и делимитация (определение на карте) границы между Азербайджаном и Арменией. Вторая – некие гуманитарные вопросы. Тут, очевидно, имеется в виду обмен пленными. Третья – установление добрососедских отношений между двумя странами и разблокировка транспортных коридоров.
Вне всякого сомнения, это важные решения, но, на мой взгляд, убийственные для Николы Пашиняна. О том, кто реально выиграл и проиграл от этих договоренностей можно судить по реакции политиков и общественности в Баку и Ереване. В Азербайджане ликуют, в Армении народ выходит на митинги с требованиями отставки премьер-министра. Почему так?
На переговорах в Сочи так и не был определен статус Нагорного Карабаха. Более того, лидеры трех стран о нем вообще не упомянули, если не считать реверанс Алиева в пользу России об успехах миротворческой миссии в этом крае. Пашинян даже не заикнулся. Зато идут разговоры о проведении границы по советским картам. Напомню, что при СССР Карабах входил в состав Азербайджана на правах автономной области.
Так что же получается? Если границу проведут по советским картам, то непризнанная Нагорно-Карабахская Республика вновь окажется в Азербайджане? Давайте будем честными. Алиев может все, что угодно обещать мировой общественности, вплоть до того, что будет целовать карабахцев в попку, но армянам тогда там не жить. Полагаю, что в случае официального вхождения Карабаха в состав Азербайджана там рано или поздно дело закончится межнациональной резней и гуманитарной катастрофой.
Второй важнейший пункт соглашения – разблокировка автомобильного и железнодорожного сообщения. Совершенно очевидно, что речь идет о Занзегурском коридоре между Азербайджаном и Нахичеванью. Баку и Анкара ликуют. Наконец-то они будут связаны бесперебойным сухопутным путем. По сути, речь едет о соединении в единое пространство Великого Турана – заветной мечте старика Эрдогана.
А что получает Армения, кроме призрачных добрососедских отношений с Азербайджаном и Турцией? Вопрос риторический. Она не получает ничего. Похоже, что Алиев решил до конца пожинать лавры победителя во Второй карабахской войне, и не согласен ни на какие уступки. И, как бы это ни было печально, России в Сочи не удалось его уговорить на них пойти. Алиев понимает, что за ним Турция и международное право, по которому Нагорный Карабах – часть его страны. Что делать России, чтобы помочь армянам? Поставить ультиматум Алиеву? Донести до него, что если не будет обсуждаться статус Карабаха, мы поможем Армении решить проблему военным путем? Но ведь Армения и сама до настоящего времени не признала Нагорно-Карабахскую Республику. Кроме этого, если мы сейчас влезем в военный конфликт, то мало того, что разорвем отношения с Баку и Анкарой, так еще и «цивилизованные» страны поднимут истерику об очередной российской агрессии. Нет, слишком мало у нас сейчас рычагов воздействия на Азербайджан.
Уверен, что статус Нагорного Карабаха лидерами России, Армении и Азербайджана обсуждался, но к консенсусу не пришли. При этом Россия от помощи Армении не отказывается. Наверняка премьер-министр Армении получил определенные заверения в нашей поддержке. Теперь все надежды Пашиняна на Брюссель. Изначально план мирного урегулирования в Закавказье, предложенный политиками ЕС, предусматривал обсуждение статуса Карабаха. Есть вероятность, что европейцы, прежде всего Франция, попытаются заставить Алиева пойти на компромисс. Тому придется серьезно задуматься. Ведь он поймет, что кроме России у Армении есть и другие союзники. Хотя, сомневаюсь в том, что Алиева удастся продавить. На сегодняшний день позиция официального Баку выглядит непоколебимой.
Какие политические дивиденды от переговоров в Сочи получила Россия? Мы в очередной раз подтвердили статус державы, играющей первую скрипку в регионе и выступающую арбитром межгосударственных отношений. Но по ощущениям мы перекинули мяч на сторону поля западных держав? Ведь если в Брюсселе Алиев и Пашинян придут к соглашению по Карабаху, то это будет победа западноевропейской и американской политики. Или это такой хитрый ход с нашей стороны?
Это было мое мнение и анализ результатов переговоров в Сочи. Не согласен? Спорь. Подписывайся на канал, и спорь!
Илья Гусаров