Найти тему
Наталья Д.

Как научить ребёнка с нарушением слуха говорить? Часть первая

Друзья! Я рада приветствовать вас в моем блоге, здесь я буду говорить о своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

И сегодня я хочу обсудить такой вопрос: как научить ребёнка с нарушенным слухом говорить? Детей с нарушениями слуха нередко называют немыми или глухонемыми, но это далеко не так! Такой ребенок способен понимать, обращенную к нему речь и самостоятельно говорить! Это удивительно, но у этих детей формируется больше форм и средств общения, чем у слышащих сверстников. Только для того, чтобы эти способы у ребёнка появились необходимо специальное обучение. 

Представьте себе малыша, который с рождения или с раннего возраста не слышит не только речь, но и большинство звуков окружающего мира. Как же научится ему общаться? Все вы наверняка видели хотя бы раз как общаются люди руками, не произнося ни слова. Это жестовая речь и это наиболее лёгкий и естественный способ общения для ребёнка с нарушенным слухом. Жестовому языку малыши учатся у родителей и взрослых, владеющих им.

В России жестовый язык признан официальным и является самостоятельной лингвистической системой. 

Каждый жест обозначает свое понятие или предмет окружающего мира. Жестовый язык задействует главный сохарнный анализатор ребёнка-зрительный, который выполняет компенсирующую функцию. Что это значит? Начиная с рождения наш мозг учится распознавать различные сигналы, поступающие от всех анализаторв - зрительного, слухового, вестибулярного, вкусового, обонятельного, кожного, мышечного и других. При нарушенным слухе усиливается развитие зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. Ребёнок с нарушенным слухом в своём познании мира прежде всего ориентируется на то, что может увидеть, а также взять, пощупать, потрогать. Если рядом будет взрослый, который покажет как создать образ какого-либо предмета руками, после нескольких повторений малыш запомнит жест, и ему не составит труда попросить воды или любимую игрушку, не делая при этом массы движений, всего одним жестом. 

Однако жестовая речь не даёт представлений о языке, которым пользуются слышащие люди. То есть ребёнок будет знать как показать руками "мама", но при этом не знать слова "мама" ! Для того, чтобы знание и понимание слов появилось, на помощь ребёнку приходят специальные занятия, которые проводят учителя- дефектологи. 

Существуют разнообразные методики, позволяющие неслышащему малышу научиться общению со слышащим миром, на некоторых из них более подробно мы остановимся в следующих постах. Итак, освоению ребёнком речи помогают:

- обучение глобальному чтению, 

- обучение дактильной азбуке, 

- обучение аналитическому чтению,

- развитие слухового восприятия,

- обучение чтению с губ,

- обучение сопряженно-отраженному проговариванию,

- обучение самостоятельному произношению. 

В следующий раз более подробно остановимся на методике глобального чтения, до встречи 😉