Найти тему
Vella

«Гайя: Месть богов». То ли девочка, то ли растенье

Для начала небольшое лирическое отступление – вы в курсе, что в мире живут люди-кактусы? А они вот живут… Как-то раз я увидела небольшой репортаж в научно-популярной передаче о судьбе Наринэ из Армении. В юности она, поливая домашние цветы, уколола руку кактусом. Рана долгое время не заживала, пока в один «прекрасный день» из нее не начали расти колючки… В дальнейшем на протяжении нескольких лет Наринэ тщетно пыталась избавиться от своей проблемы: врачи удаляли колючки, а те вырастали заново. Причем исследования образцов показали, что это уже не клетки кактуса, а новый гибрид – результат симбиоза человека и растения. И вроде даже подобный случай не единственный.

Лунатизм еще никого не доводил до добра!
Лунатизм еще никого не доводил до добра!

Теперь немного о Гайе (Gaia, Гeя, древнегреческая богиня Земли – тут допустимы разночтения). В 1970-х годах британский химик Джеймс Лавлок вместе с микробиологом Линн Маргулис из США разработал «гипотезу Гайи» – теорию о саморегуляции Земли, которую можно рассматривать как глобальный живой организм. Т.е. наша планета как будто «осознает» все, что с ней происходит, и способна предпринимать некоторые действия для поддержания жизни. (На той же Википедии можно почитать об этом поподробней.) Ну, а поскольку люди как и другие организмы являются неотъемлемой частью общей экосистемы, то вполне возможно допустить, например, межвидовое скрещивание – с благословения Гайи.

На этом с прелюдией я закончила, поэтому сейчас, наконец, немного поговорим о фильме ужасов из ЮАР, где режиссер Яко Баувер решил не ограничивать Гайю кактусами.

– Этот грибoчeк за маму... Этот – за папу...
– Этот грибoчeк за маму... Этот – за папу...

Егери Габи и Уинстон, исследуя густые реликтовые заросли, теряют свой дрон и решают его найти. Для этого они (конечно же!) разделяются: пока Уинстон обходит камеры слежения, Габи попадает в рукотворную ловушку и насквозь пробивает себе стопу деревянным колом. Несмотря на истошные вопли и наличие раций этим двоим так и не удается найти друг друга в стремительно сгущающихся сумерках, зато хромающая Габи набредает на избушку, где врачеванием ее травмы начинают заниматься отец и сын, Баренд и Стефан. А в промежутка между грязевыми компрессами они неохотно посвящают ее в особенности своего быта, верований и отношений с природой. Девушка тем временем через пару дней обнаруживает на своей ноге не только затянувшуюся рану, но и мох с лишайником и грибами…

Даже если ты защищаешь лес от браконьеров, спроси себя, кто защитит тебя от леса?..
Даже если ты защищаешь лес от браконьеров, спроси себя, кто защитит тебя от леса?..

«Гайя: Месть богов» в первую очередь представляет собой боди-хоррор (об особенностях этого жанра я упоминала в своей статье на фильм «Корабль-призрак»), хотя в нем отчетливо прослеживаются и элементы драмы, и сказочное фэнтези, и признаки авторского кино. Особо прозорливые критики также разглядели в картине библейский подтекст и акцент на проблемах окружающей среды. А еще «Гайя…» получила приз за лучшую операторскую работу на кинофестивале South by Southwest: уже в начале фильма вас ждут действительно очень эффектные и визуально выстроенные кадры. Что же касается саспенса, то режиссер использует крайне мало скримеров, делая ставку на другое – острый дискомфорт и чувство тревоги нагнетаются при помощи умелого использования спецэффектов и грима в сценах, где человек буквально сливается с природой (читай – со мхом, лишайником и грибами).

Словом, если вдруг в свое время вас привела в восторг команда «Летучего Голландца» из «Пиратов Карибского моря», то «Гайя…» 2020-го года мутирования несомненно тоже покажется вам вполне симпатичной!..

Другой не менее интересный и самобытный хоррор, правда, уже о лесах Швеции – «Ритуал».