Четыре года назад, когда я вел более активную деятельность в интернете и сотрудничал с одним популярным ресурсом, мне прислали опросник, целью которого была попытка выбрать главные книги 21-го века. Я принялся перебирать в памяти имена: Литтелл, Фоер, Франзен, Тартт, а потом подумал - зачем я лукавлю? Если подойти к выбору более широко и учесть все критерии(доходы автора и тиражи книг, влияние на социум и обсуждаемость произведений), то главной книгой нашего века окажется роман "Пятьдесят оттенков серого". Ведь понятия "важный" и "значимый" не всегда являются синонимами слова "лучший". В итоге так я и написал в опросе. А еще прикрепил общедоступную в сети информацию о том, как книга повлияла на массы, перечислил случаи публичного сжигания и конфискации из библиотек, привел статистику увеличения продаж интим-магазинов и количества венерических заболеваний(среди граждан 40+), а также вызовов служб спасения, напрямую связанных с увеличением продаж интим-магазинов(на адреса граждан 40+). И все это из-за пикантного фанфика средней паршивости. С тех пор мне никаких опросников больше не присылают. Мнение мое, разумеется, сугубо индивидуальное и я его никому не навязываю, но последний раз подобный движ вокруг книги наблюдался во времена "Над пропастью во ржи" и "Над кукушкиным гнездом". А если бы мне пришлось выбирать главный детектив 21-го века, то я скорее всего назвал бы роман "1793". Главный, но не самый лучший. И далеко не самый любимый. И строго говоря, это больше криминальная драма, нежели детектив.
Порой мне кажется, что у издательства "Рипол-классик" есть группа недоброжелателей в интернете, которые хейтят их чисто из вредности. К примеру, появляется в каком-нибудь интернет-магазине новая книга(еще в статусе предзаказа), а рейтинг у нее уже обрушен донельзя. К издательству, конечно, много вопросов(вернемся к этому в развернутом материале про Стюарта Макбрайда), но когда я вижу у романа "1793" в "Лабиринте" среднюю оценку 7 из 10, то сразу задумываюсь о том, что я чего-то в этой жизни не понимаю.
Скажу честно, мне не особо нравится писать про громкие и обсуждаемые книги, поэтому я по возможности избегаю произведений Агаты Кристи и Артура Конан Дойла, Ю Несбё и Стига Ларссона, ведь о них уже все тщательно и неоднократно разжевано. Никлас Натт-о-Даг представитель той же категории - у себя в Швеции он практически икона. Аристократ из древнейшего дворянского рода, имеет фамильный герб, играет на никельхарпе, мандолине и сякухати. Ну и по совместительству автор криминального триптиха "1793", "1794" и "1795". Сразу оговорюсь - для меня последних двух романов не существует, а если они и существуют, то где-то на периферии детективной вселенной. В них просматривается банальная попытка поспекулировать на хорошей первой книге и запродать товар, как говорили наши предки, в нагрузку. Конечно понять автора можно - он слишком долго нянчил свое дитя и перерезать пуповину теперь не так уж легко(это, кстати, распространенная беда многих успешных дебютантов), но если условный Жоэль Диккер хотя бы пытается, то Их Сиятельство продолжает последовательно лелеять румяного первенца, ведь он его вынашивал без малого одиннадцать лет. Ну согласитесь, можно было бы создать цикл-антологию безо всяких подвывертов, но с несколькими сквозными историческими персонажами и общими декорациями. Это выглядело бы стильно и не так топорно. Неужели обязательно выводить на сцену брата умершего главного героя, на которого в первой части даже намека не было? Многое указывает на то, что продолжения изначально не планировалось и сугубо коммерческие потуги издателей видны невооруженным глазом. Два последних романа как раз и есть серийное произведение, а первый стоит особняком поодаль. Там ему оставаться и следует.
Итак, Стокгольм 1793 года. Лютая зима, мрак, грязь, нищета, безысходность. Однорукий Жан Мишель Кардель, бывший вояка, а ныне опустившийся пальт(сотрудник полиции нравов), вылавливает из реки труп - без рук, ног, глаз и языка. Дело поручается молодому юристу Сесилу Винге, независимому и принципиальному внештатному сотруднику полиции. Для него это последнее расследование в жизни - мало того, что грядут масштабные перестановки во власти, после которых он и его высокопоставленный покровитель остаются не у дел, так еще сам Винге умирает от чахотки и иногда даже передвигается с трудом. Но, собрав в кулак последние силы, Винге вместе с Карделем начинают следствие. Инкогнито, без улик, свидетелей и помощи коллег.
Теперь о претензиях читателей. Количество их впечатляет; ругают излишнюю дотошность автора, надуманность, неубедительную концовку и прочее. Но остановимся на двух самых распространенных.
Первая претензия: как уже сказано выше, нам обещали детектив, а на деле это совсем не детектив. Криминальная завязка есть, но повествование выстроено таким образом, что расследование занимает примерно четверть книги. Оставшиеся три четверти приходятся на похождения юного раздолбая-медика, злоключения молодой девушки, несправедливо отправленной в исправительный дом, и подробную исповедь-воспоминание главного злодея. Все это приправлено политическими интригами в высших слоях общества и безнадежными попытками выживания в низших. Я уже как-то рассуждал на подобную тему - любители остросюжетной литературы в большинстве своем консерваторы; если я покупаю детектив, значит хочу получить именно его, то бишь интригу, загадку, саспенс и логичную развязку. А все попытки выйти за границы жанра рискуют навлечь на себя праведный читательский гнев. Но попытки эти есть и будут, иначе детектив как жанр парализовало бы лет пятьдесят назад. Другой вопрос, удачны ли они.
Вторая претензия: огромное количество мерзостей и непристойностей в книге. Еще одна вечная дилемма - что дозволено в литературе, а что нет. Согласитесь, здесь все очень, очень субъективно. Искусство это же не обязательно, как говорил Джигарханян, когда ты смотришь на него и тебе туда хочется. Возможен и совершенно обратный эффект. Кто-то из нас любит расследования в миссионерской позе с пафосными диалогами у камина, а кто-то предпочитает пожестче, с суетливой беготней Дарьи Ивановны Васильевой вокруг Базиля Корзинкина и ветерана Бонифация. А эти скандинавы так вообще детективные извращенцы - у них вон людей расчленяют. Подсуньте мне почитать какого-нибудь Ти Кинси и у меня челюсть деформируется от чрезмерной зевоты. Подсуньте моей девяностолетней соседке роман "1793", так там микроинсульт случится как минимум.
А сейчас о нескольких преимуществах, которые помогают Натт-о-Дагу нащупать заветную точку G в лоне жанровой литературы (повторюсь, он отполировывал свои навыки более десяти лет). Это гармония, чувство ритма, симметрия сцен и стремление к совершенству. Благодаря данным преимуществам, помноженным на безграничное усердие, автору открывается тернистый путь в Зал славы детектива. И среди наших современников он пока единственный в этом почетном пантеоне. А если выяснится, что я ошибаюсь, то это будет чертовски хорошая новость.
Рейтинг романа по версии crime fiction: 3 из 5
Fейк Fакт: Помимо фамильного герба и щита, наибольшей своей гордостью Наклас Натт-о-Даг считает коллекцию фильмов в жанре уся(фэнтези о восточных единоборствах).
#современный_детектив_crime_fiction