Я приехала в Санкт-Петербург и, пока была в командировке, естественно, хотела походить по городу, по любимым местам. Подруга позвала в Петропавловскую крепость.
Там я впервые увидела памятник Петру I, который создал Михаил Шемякин. Открыт был памятник давно, еще летом 1991 года, но как-то так получалось, что до этого момента в Петропавловской крепости я была несколько раз, а потом старалась попасть в другие места. И до последней командировки шемякинского памятника Петру увидеть не смогла. И наконец увидела.
Памятник Петру I на Плясовой площади Петропавловской крепости
Он произвел на меня странное впечатление. Огромное туловище и совсем крохотная голова. Мне пояснили, что пропорции статуи специально выдержаны в канонах русской иконописи. Действительно на русских иконах фигуры имеют удлиненные тела, а голова при этом маленькая. Длинные паучьи пальцы Петра даже в своей статике казались нервными. Вокруг сновали люди, девушки присаживались на колени Петру Алексеевичу, а мне хотелось им крикнуть: "Не делайте этого!". Странный, устремленный "в никуда" взгляд, застывшее лицо... Что-то не давало мне покоя. Было очень неуютно рядом со скульптурой.
Мимо шла экскурсия и я уловила, что площадь, где разместили памятник называется Плясовая. А называлась она так не потому что здесь плясали, а потому что здесь был столб, к которому привязывали провинившихся солдат, а под столбом в землю вбивали множество острых колышков, на них и стоял служивый. Он испытывал боль и начинал переступать, будто плясал. Не очень хорошая атмосфера была здесь. Может, поэтому ощущаешь дискомфорт? Но потом я услышала то, что меня откровенно насторожило. Чтобы приблизить "внешность" памятника к оригиналу, скульптор взял за его основу "восковую персону", которую создал Карл Растрелли (фигура Петра Первого, хранится в Эрмитаже).
Для создания этой фигуры Растрелли снял гипсовую маску с живого Петра. Есть легенда, что Петр долго не соглашался, но потом терпеливо ждал, когда масса, нанесенная на лицо, застынет, а дышал Император через трубочку. Вторая "модель", которую использовал Шемякин - посмертная маска императора. Тоже работы Растрелли. Вот откуда застывшее выражение лица, устремленный "в никуда" взгляд.
***
Тут мне вспомнилось, как я брала интервью у человека, который изучает смерть. Он высказал предположение, что портрет человека является его биоэнергоинформационным фантомом. И когда создан портрет, то между ним и самим изображенным на портрете возникает некая связь. Существует много легенд о мистических портретах, когда что-то происходит с портретом - и это отражается на его владельце, что-то происходит с владельцем - и отметина появляется на портрете. Вспомните известный роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грэя". Это философское творение как раз основано на подобных легендах о том, что уникальные полотна, отражающие все нюансы внешности и характеры человека, в конце концов начинают "сживать хозяина со света".
Конечно, посмертные маски и портреты создавались не то что веками - тысячелетиями, еще в Древнем Египте. Не было кинематографа, фотографии, а чтобы запечатлеть внешность человека, сохранить для потомков хотелось. Для этого использовались сделанные из воска и гипса посмертные маски или писались портреты. Или же делалось и то, и другое. Конечно, позволить себе это могли не бедные люди. "Мода" на посмертные маски в России как раз началась с Петра Великого.
***
Безусловно, слепок, воспроизведенный с лица умершего человека, уникален. Он в мельчайших деталях способен передать черты ушедшего из жизни человека. Делали такую маску тогда, когда человек еще не остыл. Тогда на посмертной маске отражались все чувства и даже настроения человека, с которыми он оставляет этот мир и переходит в мир иной.
***
Подобные маски, особенно маски известных людей признаются скульптурными произведениями. Они коллекционируются, создаются копии. Кажется, в 2015 году осенью во Франции аукционный дом Drouot распродавал личные вещи Владимира Высоцкого. Их на торги выставила жена актера, поэта и барда Марина Влади. Среди 35 лотов была и посмертная маска поэта, которая была продана, я даже запомнила цифру - за 55 000 Евро.
Так что можете себе представить, насколько ценятся и как охраняются подобные реликвии.
***
Маска всегда ассоциируется с тайной. И, действительно, посмертная маска как будто "впитывает" в себя тайны, в том числе, тайну смерти человека, с которого она была сделана. Для исследователей, в том числе, для криминалистов и антропологов, такая маска может быть ценным материалом, позволит выяснить обстоятельствах смерти. А для обычных людей?
Есть удивительный исторический факт. В период Великой Французской революции (1799 год) неожиданно стала расти популярность посмертных масок. В результате появился музей восковых фигур мадам Тюссо (Мари Горшольц) - мастера, которая делала восковые маски при королевском дворе.
Мари создала маску Вольтера, а во время революции снимала восковые копии с отсеченных голов Людовика XVI и Марии-Антуанетты, а затем с лица убитого Марата и с головы гильотинированного Робеспьера, которые свергли монархов. Потом Горшольц вышла замуж, стала мадам Тюссо, уехала в Англию, где продолжила свое дело и открыла музей, где была даже комната ужасов. Музей мадам в 1835 году открылся на известной нам Бейкер-Стрит. Его площадь была 465 кв. м. Посетители разглядывали восковые фигуры сидя в креслах. Сейчас филиалов музея масса, они находятся в разных странах мира. И в каждом из них вам расскажут страшные мистические истории, связанные с первым музеем всемирно известной мадам. Даже есть легенда о том, что м-м Тюссо предлагала большую по тем временам сумму тому, кто проведет всю ночь в ее музее. Были смельчаки, но никто из них от заката до рассвета провести ночь наедине с восковыми фигурами провести не мог.
Говорят, что люди, оказавшиеся в окружении восковых фигур с посмертными масками начинали замечать, что фигуры следят за ними, возникала зловещая атмосфера. Смельчакам, решившим заработать за ночь в музее, казалось, что скульптуры наблюдают за ними, следят, а их глаза постоянно смотрят в ту сторону, куда перемещается посетитель. От их взглядов было невозможно скрыться. Один из подобных "посетителей" серьезно утверждал, что глаза фигур расширяются, а веки опускаются и поднимаются, а когда он, убегая из зала, задел рукой руку фигуры, то она была теплой. Естественно, человек опрометью бросился из зала, захлопнул за собой дверь, повернул ключ, решил отдышаться, но услышал шаги, которые приближались к двери. Шаги остановились за дверью и было слышно, как чья-то рука несколько раз толкнула створку.
***
Люди, которые занимаются вопросами биоэнергетики, считают, что, конечно. не может восковая статуя двигаться, однако буквальная схожесть восковой фигуры с ушедшим из жизни "оригиналом", особенно, если лицо делалось на основе посмертной маски, в результате "делится" со статуей "репликой" энергетики. Именно это вызывает в подобных местах страх, панику, вызывает видения.
***
Так и фигура Петра I в Эрмитаже, которую постоянно переодевают, реставрируют, за которой ухаживают, тоже стала источником музейных легенд.
Еще в детстве, когда мы группой посещали Эрмитаж, нам рассказывали старую легенду о том, что ночью Петр обходит свои владения, следит за нерадивыми служителями, гоняет эрмитажных котов, может грозить пальцем из окна. Но, заметьте, маска для этой фигуры была сделана с живого императора. Голова же Петра Великого в Петропавловской крепости исполнена с посмертной маски. При этом в пространстве крепости есть Петропавловский собор, где находится т.н. Великокняжеская усыпальница, место, где покоятся члены императорского дома Романовых. Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей, членов императорского дома Романовых. В соборе захоронен и сам Петр. В названии крепости, собора, города есть имя Петр. Такое переплетение энергетических нитей "не проходит даром".
Когда мы ушли из Петропавловки, я попросила подругу узнать, не появилось ли городских легенд об этом памятнике. Через какое-то время она написала, что легенды, действительно, есть. Когда наступает ночь, если подойти к памятнику, постепенно создается впечатление, что Петр начинает следить за тобой. И те, кто работают здесь, из уст в уста передают истории, как некая тень появляется периодически на камерах слежения, как порой слышны в ночи чьи-то тяжелые шаги. Не напоминает ли это легенды музея восковых фигур с Бейкер стрит?
Правда, может, это только музейные байки, чтобы привлечь посетителей. Хотя... Уж в Санкт-Петербурге недостатка в посетителях музеев никогда не бывает...