Найти в Дзене
Авто Мир

Лучший советский автобус, превзошедший все автобусы мира

Каким городским транспортом массово пользовались граждане СССР? Поскольку раньше машин не было не то, что по одной на каждого человека в семье, но и одной на всю семью в целом, каждый хоть раз прибегал к поездке в автобусе. Самым распространённым и узнаваемым был автобус ЛиАЗ-677, опередивший своё время и ставший лучшим в мире. Налаживать массовое производство автобусов начали через 20 лет после войны, и именно тогда ЛиАЗ-677 вышел в свет. Для того времени это было просто чудо техники, ведь за границей правительства разных стран не озаботилось транспортной реформой, а пассажиров перевозили автобусы прошлого века. Например, так выглядел автобус в Англии: Вот так – в США: Внутри могло поместиться небольшое количество пассажиров, что не очень удобно. А если зайти внутрь советского автобуса, то можно увидеть, что за счёт небольшого количества мест для сидения увеличена общая наполняемость в салоне до 110 человек. В конце автобуса есть площадка, где может поместиться ещё много пассажиров. П

Каким городским транспортом массово пользовались граждане СССР? Поскольку раньше машин не было не то, что по одной на каждого человека в семье, но и одной на всю семью в целом, каждый хоть раз прибегал к поездке в автобусе. Самым распространённым и узнаваемым был автобус ЛиАЗ-677, опередивший своё время и ставший лучшим в мире.

Налаживать массовое производство автобусов начали через 20 лет после войны, и именно тогда ЛиАЗ-677 вышел в свет. Для того времени это было просто чудо техники, ведь за границей правительства разных стран не озаботилось транспортной реформой, а пассажиров перевозили автобусы прошлого века.

Например, так выглядел автобус в Англии:

Автобус в Англии.
Автобус в Англии.

Вот так – в США:

Автобус в США.
Автобус в США.

Внутри могло поместиться небольшое количество пассажиров, что не очень удобно. А если зайти внутрь советского автобуса, то можно увидеть, что за счёт небольшого количества мест для сидения увеличена общая наполняемость в салоне до 110 человек. В конце автобуса есть площадка, где может поместиться ещё много пассажиров. Правда, там же и очень часто приходится подпрыгивать вместе с автобусом на неровностях. Повсюду имеются поручни для безопасной езды в положении стоя. Правительство Советского Союза считало, что это вполне обоснованно, поскольку транспорт городской, а значит, будет постоянный пассажиропоток.

На крыше всегда имеется три люка, которые можно открыть в жаркую погоду. Окна очень широкие, в них легко можно разглядеть улицу и увидеть нужную остановку. Сиденья мягкие, комфортные. Благодаря своей уникальной системе отопления, идущей по левой стороне салона с воздушным потоком от двигателя, автобус мог выдерживать самые холодные зимы, а пассажиры всегда оставались в тепле. Кабина водителя отделена прозрачной перегородкой, поэтому всегда видно, что делает водитель.

Салон автобуса.
Салон автобуса.

Если смотреть на внешний вид, то можно разглядеть, что задняя дверь шире и ниже передней. Через заднюю дверь заходили и заносили коляску, а через переднюю покидали салон. Двери открываются и закрываются рычагом из кабины водителя.

Работает автобус на двигателе ЗиЛ-375. Рабочий объём составляет 7 литров, мощность – 180 лошадиных сил. Сейчас весьма распространено мнение о том, что потребление топлива составляло 100 литров на 100 километров, но это не более, чем миф. Реальный расход был 48/100, хотя водители, как могли, старались экономить бензин, и это у них получалось. Сам двигатель расположился под капотом. Шума двигатель не издавал совсем, а в салоне от него всегда было тепло, около 40 градусов.

Двигатель ЛиАЗ-677.
Двигатель ЛиАЗ-677.

Управление тоже довольно простое: две педали тормоза и газа, рычаг управления автоматической трансмиссией, что позже в Германии применили в легковых автомобилях.

Трансмиссия осуществлялась на принудительном управлении. Это значит, что при езде в гору с перегрузом на оборотах происходит блокировка гидротрансформатора, отсутствует крутящий момент. На рычаге три скорости: А - автомат (драйв), Н – нейтраль, ЗХ – задний ход. Нужно ехать быстрее – выбирай А. Мотор и кардан соединяются для лучшей балансировки.

Случалось так, что коробка передач была причиной простаивания автобусов. Верне, даже не сама коробка, а электронная часть автоматики. Так, переключение производил микропереключатель, который активировался при максимальном давлении масла. Соленоид переводил вилку, передача включалась. Такое случалось часто, запчасти было не достать, а масло не меняли, а доливали, было оно куда хуже.

Теперь про пневмоподвеску.

При неровностях автобус стоял прямо, не наклоняясь в стороны. Пневмоподвеска оснащалась кранами, которые в случае неравномерно распределённой нагрузке автобуса выравнивали его положение. Иногда бывало так, что пневмобаллоны взрывались, а потому их надо было прочищать.

Современные автобусы, хоть и выглядят красиво, но не обладают и долей такого комфорта, как советский ЛиАЗ-677. Теперь повсюду можно увидеть, как текут крыши, а от мороза глохнет двигатель. А современные автобусы от ЛиАЗ уже не те, что были раньше, все сделаны без души.