А следующей вехой в устройстве парка является время правления, и соответственно владения парком, Анны Иоанновны.
Анна Иоанновна задумала мало того, что переделать парк, да еще и увеличить его территорию кратно. А началось все со строительства летнего дворца. Анна Иоанновна строит Анненгоф. Для постройки Летнего дворца приглашен Бартоломео Растрелли. Но императрице так полюбилось Лефортово, что она в 1736 году перевозит из Кремля и Зимний Анненгоф, который тоже в свое время строил Растрелли.
Эти переезды позволяют жить государыне в резиденции круглогодично.
Но и Николас Бидлоо не забыт. Оба мастера должны переустроить парк, согласно моде того времени.
Как был устроен парк ранее, читайте в статье:
Итак: «Парк и дальше продолжает выполнять свою функцию резиденции для приема гостей… Он должен был производить на гостей большое впечатление, этой функции теперь уделялось еще больше внимания, учитывая столь значительное расширение комплекса... (а парк увеличился раз в пять)… С реализацией плана Растрелли акцент… (в устройстве парка)… сместится – из-за огромного увеличения пространства – в сторону склона. Яуза перестанет быть связующим элементом и отойдет на второй план». Так написано в атласе Лефортовского парка (http://surl.li/aunuh).
Да, Растрелли практически не трогает прежний парк, а за парком Бидлоо параллельно реке строит дворец для Анны Иоанновны. А дальше за дворцом разбивает еще один огромнейший регулярный парк.
Но, мода меняется. Меняется и хозяйка парка. Теперь это прекрасная Елизавета Петровна.
Новая императрица не хочет жить в месте под названием «Анненгоф». Но само место ей симпатично и она строит тут, чуть в стороне от дворца Анны, свой деревянный дворец, называет его Гловинской, восстанавливая таким образом историческое название усадьбы. Так в 1742 году Анненгоф становится «Головинским садом». Елизавета открывает парк для посещений. Теперь сюда может приди любой благородный или чисто одетый человек.
В новом дворце продолжается активная придворная жизнь. Так 1744 году именно в этом дворце была представлена двору принцесса Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая императрица – Екатерина II.
Но, что-то дворцы в Лефортово не стояли долго. В 1751 году случается пожар, и Головинско-Елизаветинский дворец сгорает. Событие это описано в дневниках Екатерины. Она пишет, что в пожаре погибли 4000 платьев Елизаветы Петровны. Ну и не только они.
После пожара, восстановлением Головинского дворца занимается чудесный Московский архитектор – князь Ухтомский.
Да, как я уже упомянула, мода меняется. И парк очередной раз перестраивают. Регулярную Растреллиевскую планировку меняют на модный тогда, английский пейзажный парк.
«На многих рисунках/ топографических картах конца 18-го – начала 19-го века можно увидеть, что планировка Растрелли, позади дворца, была изменена, там появились отдельные купы деревьев и извилистые дорожки в соответствии с ландшафтным стилем. На исторической карте 1796 г. хорошо видно, что разбивка «восьмилучёвки» уже практически стерта, уступив место пейзажному парку… От Анненгофа Растрелли, «Версаля на Яузе» спустя полвека практически ничего не остается. А вот «водный сад» Бидлоо (по своей структуре) в 18-м и 19-м веках остается практически неизменным. На исторических картах 1838, 1852, 1878 и 1890 годов геометрический рисунок по-прежнему остается нетронутым».
В 1762 году у парка опять сменилась хозяйка. Теперь уже владелицей становится Екатерина II.
Екатерина не любила Москву, предпочитала жить в Петербурге. Нелюбовь эту подкрепила чума 1771 года.
Когда вспыхнул чумной бунт, в Гловинском дворце селится Григорий Орлов, который был послан усмирять бунт. Ну а потом наблюдать за соблюдением карантина.
Дворец в новогоднюю ночь с 1771 на 1772 (есть версия, что не без помощи недовольных, замученных жесткими мерами москвичей), опять сгорает, и тогда Екатерина решает построить на месте разобранного Анненгофа новый Екатерининский дворец. И уже в камне.
Строительство началось сразу после того как сгорел Головинский дворец. Хотя по велению Екатерины, в Москве уже строились дворцы в Царицыно, и на Пречистенке. Но проекты эти Екатерине не нравились.
Лефортовский дворец строился с размахом, он получился огромным! Это был самый большой дворец в Москве.
Архитекторы менялись А. Ринальди, Д. Кваренги, К Бланк, Ф. Кампорези. Строительство затянулось на двадцать лет! Франческо Кампорези и закончил взведение коробки дворца, но не успел перейти к отделке, 1796 году заказчица умирает.
Но если вы гуляя по парку зададите себе вопрос где же Екатерининский дворец? Тоже сгорел? То я отвечу, нет, дворец дожил до наших дней. Но он теперь не принадлежит парку, более того из парка его практически не видно. Его скрывает уродливый забор, который просто убивает эту местность. Как так получилось? Об этом читайте в следующей статье.
#екатерининский дворец #парк лефортово #москва куда сходить #николас бидлоо #франческо растрелли