Найти тему

Спасет ли региональное кино отечественный кинематограф?

Накануне появилась новость, что союз кинематографистов России намерен создать фонд для развития регионального кинематографа. Помимо фонда, кстати, собираются создать некие региональные кинокластеры, которые будут объединены в «экосистему регионального кино». Идея смелая и весьма интересная, но не может не возникнуть вопрос: а зачем?

Цитата из новости
Цитата из новости

Конечно, вопрос мой звучит в очередной раз с долей здравого скепсиса, однако желания просто отмахнуться от этой инициативы у меня нет. Просто поначалу действительно непонятно, какого результата, как говорится, желает добиться заказчик? И куда должно двинуть отечественный кинематограф развитие кино регионального?

Допустим, есть такой феномен, как якутское кино. Там регулярно снимаются картины, которые в своем регионе пользуются достаточной популярностью. Некоторые из них, к слову, попадают и в общероссийский прокат – тот же фильм «Пугало», из недавних. Но при этом не сказать, что другие регионы с киностудиями как-то действуют самобытно и обособленно. Поэтому возникает первый вопрос: как будет действовать эта самая экосистема? Она сначала будет насыщать «внутренний рынок» региона, а достойные картины будут идти наверх, на общефедеральный уровень? Или же местные режиссеры будут использовать студии как трамплины к построению карьеры любой ценой? Вопрос-то, сами понимаете, небезынтересный.

Потому как в первом случае о развитии кино может идти речь: может появиться достаточно самобытных картин с некой региональной спецификой. В одном из своих постов ранее я писал про кино Уганды – вот там самобытность, хоть и не, что называется, по учебникам и канонам Голливуда. И режиссер за эту самобытность бьется и стоит стеной. Да, Вакаливуд пока не затмил Голливуд и Болливуд вместе взятые, но уже представляет собой небезынтересный феномен, имеющий собственных поклонников.

Во втором же случае будет просто система отбора. Не скажу, что это прям плохо само по себе, но давайте будем откровенными: если это будет очередная система воспроизводства того, что уже имеется, то зачем смысл вдувать в нее деньги? Если, конечно, стоит цель развития отечественного кино, а не вливания новой крови в уже устоявшуюся систему. Ибо в таком случае речи о некоем обновлении российского кино быть не может. Будет, наверное, больше разнообразия из сами-понимаете-чего.