Найти тему
Давид Робитов

Кое-что про Крещение Руси

Владимира Святославовича называют крестителем Руси. Однако кто крестил его самого, так и осталось спорным вопросом. Попробуем в этом разобраться.

В те времена в Киев на Днепре шли миссионеры: с Юга (греки), с Востока (булгары) и с Запада (немцы), а князь язычник прислушивался к их проповедям, потому что ошибка в выборе веры могла стоить престола и головы. Надо было все взвесить.

Злые балтийские языческие боги не нравились киевлянам, среди которых с 864 г. (См.: Голубинский Е.Е.) распространялось христианство, хотя оно еще не стало государственной религией. Но пусть вас не вводит в заблуждение слово христианство. В то время еще не было разделения на православных и католиков. Например, посланцы папы римского священники Кирилл и Мефодий считаются у нас православными святыми. В то время существовали разные патриархии (Римская, Константинопольская, Болгарская, Антиохийская), где епископы проповедовали по указам правящих монархов (Германский и Греческий императоры, каган Болгарии, эмир Алеппо). С точки зрения язычников обывателей, привыкшим к поклонению разным богам, все они были представителями греческой веры. И даже мусульмане, которые молились с христианами одному и тому же богу, но по-разному. Чтобы как-то различать их на Руси спрашивали: "Какому богу веруешь?", а после задавали второй вопрос: "Како веруешь?"

В своем исследовании «В чем слукавил Нестор Летописец», я доказал, что Предислава (имя, полученное в замужестве) - жена правителя Руси Ярополка Святославовича – немецкая графиня, агент папского влияния, отправленная на Русь волей германского императора Оттона. Владимир Святославович убил своего сводного брата Ярополка. Женившись на вдове Предиславе, Владимир овладел Киевской Русью, но в довесок приобрел и монахов-агитаторов склонявших его к союзу с Германией. И ранняя дипломатия Владимира показывает, что он искренне искал возможности порвать с византийско-греческими традициями Святослава и Ольги. Он пытался ладить с Западом.

Но в 967 году папа Иоанн XIII (965-972) запретил богослужение на "русском или славянском языке", разрешив проводить на нем только проповеди. В этом запрещении трудно было усмотреть симпатии к русским. Дружба с германским императором Оттоном не сулила никаких благ, что наглядно показал пример западных славян. Данию и Швецию, в то время наполовину славянские, потрясало кровавое обращение в «немецкую» веру, чему они сопротивлялись, как могли. А данник императора, польский царь Мешко стал расширять свое государство за счет прирезанных русских земель. С немецкими прихвостнями Владимир был вынужден разговаривать языком оружия. И это расширяло пропасть между Русью и папством.

Западная Болгария с 976 г была охвачена анти греческим восстанием, которым руководили сыновья Николы Шишмана. Чем не альтернатива? Оттуда можно было получать книги, иконы и просвещенных священников - учителей. Но Болгарскую патриархию грызла антисистема богомильства – представление жизни на земле мучением. Поэтому контакт с Болгарией таил для Руси тоже немалую опасность.

Неудачный поход на камских булгар и удачное покорение Северного Кавказа падают на 985 г. и 986 г. После этой войны иудейские хазары (жиды) оказались в составе Руси, как обыватели окраинного города в одном из удельных княжеств – Тьмутараканском (на Кубани). Их попытка решить вопрос о своем статусе путем брака была отвергнута Владимиром. Неприятие иудейской веры римского образца, распространявшейся исключительно половым путем, - не было тайной на Руси. Слишком памятен был иудейский переворот в несчастной Хазарии и на Северном Кавказе.

А вот с причинами отказа от мусульманства дело обстоит не так просто. Камские булгары были данниками шаха Хорезма. «Неудачный поход» на булгар закончился женитьбой на Милолике, пятой жене Владимира. С этим событием можно связать сведения о посольстве в Хорезм от русского правителя во второй половине X века (имя правителя с арабского восстанавливается, как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам. Сведения сохранились в арабских и персидских источниках. Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII века) сообщает:

«И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, … Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир ... И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама».

Скорее всего, летописи говорят правду, и ислам сластолюбцу Владимиру импонировал, так как разрешал многоженство. Принять ислам Владимир отказался в последний момент только из-за запрещения пить вино. Отказ от традиции совместных пиров сулил князю потерю дружины викингов, которая усмотрела бы в этом оскорбительное пренебрежение.

Этот отказ привел к ухудшению отношений с мусульманским Востоком. Хорезмшах стал натравливать булгар и левобережных печенегов на Русь. И в 997 г. Владимир вынужден был вновь идти походом на камских булгар, а от печенегов отгораживаться укреплениями – Змиевыми валами.

Что же оставалось? Дружина царя формировалась из викингов, древлян и новгородцев. Викинги придерживались кровавого, а новгородцы - традиционного мягкого язычества. Зато древляне, потомки готов тервингов, входили в состав Готской епархии Константинопольской патриархии. Эта древняя православная епархия Таврии (Крым) с центром в городе Дорос (Мангуп, Феодоро) существовала с середины VIII века и была ликвидирована в 80-х годах XVIII века в результате переселения христиан из Крыма в Северное Приазовье по решению правительства Екатерины II, принятого в 1778 году. Но к началу Х века обширная Готская митрополия включала в себя 7 епископий и главенствовала на огромной территории вплоть до устья Волги (Итиля). Богослужения там велись на готском (варяжском) языке, а не на греческом, что тоже импонировало Владимиру, избегавшему политики Ольги, вторично крестившейся в Константинополе. Поскольку в Х веке князь зависел от дружины больше, чем дружина от князя, то решение было принято.

Где же прошло таинство крещения? Попробуем разобраться. Согласно "Повести временных лет" отцом Малуши, матери Владимира, был Малк Любчанин (Никита Амал). Прозвание отца Малуши «Любчанин» Д. И. Прозоровский (1864) объяснял тем, что Ольга после древлянского погрома будто бы сослала его в Любеч. Соответственно дети его, считающиеся пленными Ольги, очень хорошо знали город ссылки отца, древлянского князя.

В ходе борьбы с братом Ярополком Владимир Святославич был вынужден бежать в Норвегию к варягам. Однако в 980 году он вернулся и около Любеча разгромил дружину царя Ярополка. Можно предположить, что Владимир победил, так как пользовался поддержкой любчан. Далее открываем словари и выясняем, что в Любече в 937 году была возведена (обновлена?) варяжская церковь Святого Андрея Первозванного. Подворье имело свою печать «Святой Андрей» в 940-е годы, что говорит о наличии епископии в Любече, а не в Киеве. Именно уроженец Любеча отшельник Антоний (ум. в 1073), после долгого пребывания на Афоне, в 1051 году поселился в одной из пещер киевского холма, что считается датой основания Киево-Печерского монастыря. Итак, вполне реально, что первое крещение князя произошло в Любече в 987 году, а через год, в 988 году прошло крещение киевлян и хана правобережных печенегов Метигая.

Попробуем разобраться, а кто непосредственно крестил Владимира? Это не секрет. Конечно же, духовник князя - Анастас Корсунский. И «Корсунская легенда» связывает с Анастасом крещение Владимира после удачного штурма Херсонеса (Корсуня). Но на самом деле в легенде говорится либо о крещении Анны, либо о втором крещении князя. И вот почему.

Из Степенной книги и из других русских и византийских источников известно, что первый митрополит Михаил прибыл на Русь в 989 году в числе лиц, сопровождавших византийскую принцессу Анну, будущую супругу князя Владимира. Для свадебной церемонии и жених, и невеста должны были быть крещены однообразно. В то время это было важно, и даже княгиня Ольга при помазании на царство в Константинополе была крещена вторично по греческому обычаю. А тут Анна, крещенная по-гречески, и Владимир - по-варяжски. Остается только гадать, кто кому уступил, хотя я склоняюсь к версии, что перекрещивать пришлось Владимира. Ведь не просто так он на время потерял зрение при встрече с невестой.

Это стало поводом для дальнейшей неразберихи в киевской Церкви. Первым митрополитом Киева считается Михаил, проводивший службу на греческом языке и который положил основание иерархий в Суздале, Новгороде и Ростове. Зато Анастас — фактически стал вторым человеком после епископа, учитывая сложную ситуацию с киевским Митрополитом (он постоянно отзывался в Византию и подолгу отсутствовал на месте). Можно утверждать, что фактически всей киевской Церковью в конце X — начале XI века руководил именно Анастас (умер после 1018 года). И, следовательно, постоянно поднимался вопрос, на каком языке проводить богослужения: греческом или варяжском?

Чтобы избавиться от греческого языка в церквах Владимир даже направил послов для содействия к папе Римскому.

Но ни латинский, ни греческий, ни варяжский языки молитв не устраивали киевлян и новгородцев. На Руси хотели молиться по-славянски. Назревал взрыв. Это понимали и в Константинополе.

И потому обратили внимание на митрополию Rosia с кафедрой в Танаисе (развалины в устье Дона), куда она перебралась из Боспора (Керчь) во времена готской экспансии Таврии и потому считавшаяся Боспорской. Позже митрополия стала хазарским экзархатом, но там богослужения проходили на славянском языке. Там первый раз была крещена княгиня Ольга.

Так как город Танаис с 985 года вошел в состав киевской Руси, Вселенский патриарх константинопольский Николай Хризоверг в 991 году своей властью отстранил митрополита Фиофилакта (987-992) из Танаиса от кафедры и юридически перенес кафедру Rosia в Киев, назначив митрополитом Леонтия (991-1007). После смерти Леонтия митрополит Фиофилакт (1008-1018) ненадолго восстанавливает кафедру Rosia в Танаисе.

Согласно Никоновской летописи, в 1008 году прибыл в Киев митрополит Иоанн, который построил в том же году храм во имя святых апостолов Петра и Павла, а в Переяславле — храм в честь Воздвижения Честного Креста. Он был митрополитом Киева, но не России. После смерти митрополита Фиофилакта в Танаисе с 1018 года кафедра Rosia опять переместилась в Киев. Скончался митрополит Иоанн не позднее 1039 года, потому что в этом году митрополитом уже был Феопемпт. Об этом свидетельствует "Повесть временных лет". Скончался митрополит Феопемпт возможно в 1051 году. В том же году произошел разрыв Церкви России с Византийской. Неразбериха закончилась утверждением в Киеве Митрополита всея Руси Иллариона и основанием Лавры.