Найти тему

Друг Рильке, Фрейда, сосед Гитлера. Стефан Цвейг

Совсем недавно исполнилось 140 лет со дня рождения Стефана Цвейга, писателя, обладавшего редкой способностью: его читатель сам начинал чувствовать себя его героем. И часто - вовсе не придуманным.

Так случилось, что в XXI веке про писателя мало говорят, мало читают. А буквально еще двадцать - тридцать лет назад он был узнаваемым автором с уникальными произведениями и удивительной судьбой.

Стефан Цвейг, любимый автор Ромена Роллана, добрый друг Рихарда Штрауса и Райнера Рильке, казалось, был счастливчиком. Рожденный в конце XIX века в состоятельной семье, он не знал нужды, и даже литературная карьера, которая часто дается другим с большим трудом, развивалась у писателя по наилучшему сценарию: его читали, любили, публиковали, им восхищались.

Он получил достойное образование: окончил философское отделение Венского университета с докторской степенью. А еще будучи студентом, он увлекся поэзией, начал писать стихи и в двадцать лет на собственные средства издал дебютный сборник «Серебряные струны». Книга неожиданно понравилась не только простым ценителям поэзии, но и критикам. О Цвейге заговорили.

В знак особого уважения и восхищения австриец отправил один из экземпляров книги популярному в то время поэту-модернисту Райнеру Рильке. И незамедлительно получил ответ: Рильке высоко оценил талант начинающего автора и взамен отправил ему собственные сочинения. Так началась дружба двух литераторов, продлившаяся много лет.

После университета поэт много путешествовал, посетил Францию и Великобританию, Испанию и Италию, Индию и США и многие другие страны. В годы Первой мировой войны он находился в Швейцарии и работал над очерком о французском писателе Ромене Роллане.

-2

Все изменила Вторая мировая война. С приходом нацистской власти автор «Нетерпения сердца» (роман об обостренном чувстве одиночества, об обманутом доверии, о нетерпении сердца, не дождавшегося счастливого поворота судьбы. В нем с необыкновенной психологической глубиной и драматизмом описываются отношения между молодым лейтенантом австрийской армии Антоном и влюбленной в него Эдит, богатой и красивой, но прикованной к инвалидному креслу) был вынужден полностью изменить свою жизнь, и это обстоятельство стало для него роковым.

Не остались равнодушными к молодому дарованию и композиторы. Макс Редер и Рихард Штраус написали музыку к нескольким стихотворениям из «Серебряных струн». Последний, к слову, незадолго до начала Второй мировой войны предложил Цвейгу вместе написать оперу. В 1933-м работа над постановкой «Молчаливой женщины» была закончена.

Однако приход к власти нацистов перечеркнул будущее спектакля. Не могло быть и речи, чтобы автором либретто выступал еврей. Цвейг, чтобы труды не пропали даром, даже посоветовал Штраусу убрать его имя из программки, но музыкант наотрез отказался. Тем не менее премьера все-таки состоялась, Адольф Гитлер лично допустил спектакль к показу . Но позже было принято решение о снятии постановки.

Слава и внушительные гонорары — все это не смогло бы помочь Стефану Цвейгу, человеку еврейского происхождения, с приходом нацистов к власти. Писатель, несмотря на свою национальность, не спешил высказываться против режима. Но и не выступал за него, предпочитая оставаться в стороне. Ему, ярому пацифисту, претили даже упоминания о войне и насилии. За это он не раз подвергался суровой критике со стороны еврейского сообщества разных стран, но оставался верен себе.

Цвейгу совсем не хотелось покидать родную Австрию. Но и молчание не уберегло литератора от поспешного переезда. В 1940 году он вместе с женой Шарлоттой перебрался сначала в Латинскую Америку, затем в США, но в конце концов остановил свой выбор на пригороде Рио-де-Жанейро.

-3

На настроение писателя повлиял не только переезд. Вдали от дома, на чужой земле, где Цвейг так и не смог почувствовать себя своим, он еще острее ощущал неизбежно подступающую старость. Всегда бодрый, подтянутый, жадный до жизни Цвейг панически боялся увядания. Прошлое, где были и слава, и внимание, и настоящая любовь, стало навязчивой идеей писателя, воспоминания затмили реальность.

Именно тогда он взялся за свои мемуары с говорящим названием «Вчерашний мир». Минувшие дни волновали литератора, заставляли его с еще большей тоской воспринимать каждодневную рутину.

23 февраля 1942 года Стефан Цвейг и Шарлотта были найдены мертвыми в собственной постели, в одном из пригородных районов Рио-де-Жанейро. Супруги добровольно ушли из жизни, приняв смертельную дозу снотворного. Возле тел также обнаружили тринадцать прощальных писем. Лотта оправдывала страшное решение мужа желанием освободиться от мира, где больше нет человечности, а свое — участившимися приступами астмы, которые мучили ее с каждым годом все сильнее.

Записка Стефана Цвейга гласила: «После шестидесяти требуются особые силы, чтобы начинать жизнь заново. Мои же силы истощены годами скитаний вдали от родины. К тому же я думаю, что лучше сейчас, с поднятой головой, поставить точку в существовании, главной радостью которого была интеллектуальная работа, а высшей ценностью — личная свобода. Я приветствую всех своих друзей. Пусть они увидят зарю после долгой ночи! А я слишком нетерпелив и ухожу раньше них».

-4