О «нематериальном» («моральном») стимулировании можно говорить в том случае, когда стимул имеет чисто эмоциональный смысл. Отсюда – важное следствие:
- #моральный стимул должен соответствовать ведущему мотиву (главному приоритету, ключевой ценности) того сотрудника, к которому этот стимул применяется.
То есть, «морально стимулировать» надо не так, как вы считаете нужным, а так, как этого хочет подчинённый. В этом смысле, основная ошибка многих руководителей заключается в том, что они пытаются стимулировать сотрудников, меряя по себе – исходя из своих собственных представлений о том, «от чего человеку счастье».
Ещё один тезис, который я уже озвучивал. Тема морального – а следовательно, индивидуального – стимулирования актуальна только в отношении профессиональной элиты: тех ваших подчинённых, которыми вы особо дорожите. Среднестатистического большинства это не касается.
Теперь – для справки – перечень ведущих мотивов, которые имеют наибольшее значение в корпоративном контексте:
1. #Мотивация процессом («любимое дело»). Мотив значим для высококвалифицированных профессионалов, которым повезло найти себя в том самом деле, за которое вы платите им зарплату. Для такого работника важнейшее условие личного счастья – профессиональная самореализация.
Как стимулировать?
- Такого сотрудника волнует организация и содержание труда (интересная работа, увлекательные задачи).
- Ему нужно предоставить возможности – в том числе, время – для профессионального развития и повышения квалификации.
2. #Мотивация признанием. Самый популярный и хорошо изученный из всех мотивов. Работа с ним имеет важный «культурный» эффект: признание порождает «героев» – модели для подражания – и транслирует стандарты организации: «Вот что здесь означает 'хорошая работа’».
Примеры стимулов:
- Благодарность (письменная или устная, в присутствии коллег, а ещё лучше – высшего руководства)
- Обнародование достижений (специальная публикация о сотруднике и результатах его работы)
- Размещение фото сотрудника и интервью с ним в рекламно-информационных материалах компании
- Призы для «самых лучших» (почетная табличка, элитные канцелярские принадлежности со специальными пометками)
- Поздравление с днем рождения или благодарственное письмо на домашний адрес лично от высшего руководителя
3. #Мотивация достижением ощутимых результатов – чего-то, что можно «оставитьпосле себя». Крайне редкий мотив, ценимый работодателями на вес золота.
- Важный нюанс: Людей, мотивированных достижением, интересует конкретная обратная связь, имеющая отношение к их работе – и не интересуют комментарии по поводу личностных характеристик, типа того, «сколь комфортно с ними работать»или «сколь большую пользу они приносят». Прямая противоположность мотивации признанием.
4. #Мотивация свободой. Мотив присущ работнику, который готов пожертвовать стабильностью, - а иногда и более высоким заработком, - ради того, чтобы «быть себе хозяином».
Как стимулировать?
- Для таких людей важны ответственность, полномочия, возможность принимать решения и реализовывать свои идеи
- Их нужно переводить на гибкий рабочий график (и, в принципе,выводитьиз общей системы контроля)
5. #Мотивация комфортом – прямая противоположность предыдущему варианту.
- Важное предостережение. Стимулы к этому мотиву подбираются достаточно легко. Однако тут важно не перегнуть палку: сотрудник, мотивируемый комфортной обстановкой, может перестать выходить изэтой зоны комфорта. Вряд ли это то, что вам нужно.
6. #Мотивация общностью («слиянием»). Важнейшей ценностью в этом случае является ощущение единения с близкими, с членами семьи.
Примеры стимулов:
- Возможность супругам сопровождать мужей / жён в деловых поездках
- Семейные туристические путёвки
- Оплата обучения детей
Конечно, это не вполне «моральные» стимулы, так как все они имеют ещё и существенный материальный смысл.
7. #Мотивация статусом (престиж). Вознаграждение должно придавать такому сотруднику больший вес в глазах окружающих (и его собственных)
Примеры стимулов:
- Высокий титул
- Отдельный кабинет
- Право носить корпоративные знаки отличия
- Машина с шофером
8. #Мотивация лидерством («спортивный азарт»). Важный мотив, так как при малых затратах он дает ощутимый экономический эффект.
- Как стимулировать? Людей с «бойцовскими» качествами притягивает возможность побеждать; их работоспособность повышает конкуренция (корпоративные конкурсы).
9. #Мотивация принадлежностью (к определенной социальной общности, коллективу, кругу людей).
Примеры стимулов:
- Возможность во время работы взаимодействовать с «командой»
- Социальная («отношенческая») обратная связь: подтверждения того, что деятельность сотрудника отвечает целям команды
- Коллективное вознаграждение, подчеркивающее общие усилия
На сегодня всё! Подписывайтесь, комментируйте, и т.д. и т.п.!