История человечества знает немало мрачных, черных и кровавых страниц. И если мы станем вспоминать наиболее зловещие из них, то не в последнюю очередь нам на ум придет фашизм и то, что он породил. Система, оставляющая за собой разрушение, трупы и деградацию навсегда изменила лицо ХХ века и вообще человечества.
Но ведь не могло это зло родиться где-то на Марсе и прилететь к нам с небес? Оно было порождено человеческим же обществом, находившимся в конкретных исторических обстоятельствах. И вот то самое общество и становится объектом внимания фильма Стэнли Крамера "Нюрнбергский процесс".
Картина рассказывает, вопреки названию, не о суде над главными нацистскими бонзами вроде Геринга или Риббентропа, а об одном из так называемых "малых" Нюрнбергских процессов, проводившихся над второразрядными должностными лицами, на плечах которых и держалась вся государственная машина Третьего Рейха.
В данном случае Крамер фокусируется на одном конкретном деле, касающемся нацистских судей
И в рамках этой суровой, местами сухой, а местами жестокой юридической драмы, режиссер ставит перед зрителем очень сложные моральные вопросы: какую ответственность несут те люди, которые строили свои карьеры, обустраивали жизни, защищая настоящее зло и способствуя его распространению? Всегда ли ужас фашизма жил трудом конформистов и карьеристов или же кто-то мирился с ним и из идейных соображений? Наконец, насколько корректно винить один только немецкий народ в случившемся?
Всё это занимает Стэнли Крамера, мучит его, и это видно в каждой сцене фильма "Нюрнбергский процесс". Пожалуй, сегодняшним судебным драмам и лентам про правосудие не хватает масштаба проблематики, которую ставит этот трехчасовой классический фильм.