Найти тему
Интересные истории

Самый громкий провал ЦРУ. Операция «Карфаген»: как КГБ внедрило своего агента на совершенно секретный объект НАТО

В начале 50-х годов советские дипломаты обратили внимание на странное небольшое бетонное здание, окруженное забором с колючей проволокой, на территории парижского аэропорта Орли. У постройки в форме куба не было окон, а возле входа постоянно дежурил часовой. Но самое интересное, иногда у здания замечали человека в американской военной форме, который нёс пристёгнутый к руке чемоданчик.

Автор: В.Панченко
Автор: В.Панченко
Агентура выяснила: через этот объект происходит обмен секретной военной документацией между Европой и США. Это был Центр фельдъегерской связи американских вооруженных сил.

Руководством КГБ была поставлена задача найти пути для получения этой документации, для чего на спецобъект надо было внедрить агента.

Идеальным кандидатом на эту роль стал сержант армии США Роберт Ли Джонсон: его завербовали во время службы на американской военной базе в Берлине. КГБ добился перевода Джонсона во Францию, но сначала его направили в Орлеан, что не устраивало советскую разведку.

Тогда под предлогом того, что у Джонсона больна жена и она нуждается в постоянном наблюдении в Парижской клинике, сержанта перевели в Париж. Вскоре он оказался в охране центра фельдъегерской связи.

В выходные и праздники на спецобъекте оставался только один охранник. Как правило, желающих дежурить в эти дни было немного. Поэтому коллеги Джонсона были только рады, когда он вызывался их подменять.

Роберт Ли Джонсон. Автор: В.Пане
Роберт Ли Джонсон. Автор: В.Пане

Но попасть в здание — полдела. Необходимо было получить доступ к сейфу с секретной документацией. Он открывался специальным ключом с шифром, и хранился в отдельной комнате с кодовым замком.

Код от двери Джонсон сумел подсмотреть, а раздобыть ключ ему помог случай. Когда один из офицеров был занят разборкой корреспонденции, Джонсон сделал слепок запасного ключа, лежавшего в ящике стола. Теперь оставалось узнать шифр от сейфа.

Комбинацию знал только офицер, который занимался приемом-передачей военной корреспонденции. При этом раз в несколько месяцев шифр меняли. Но и здесь Джонсону повезло. Когда офицер забыл цифровой код и позвонил начальству, ему продиктовали цифры, которые он записал на бумаге, а потом выбросил её в урну.

Автор: В.Панченко
Автор: В.Панченко

Первая выемка документов из Центра состоялась в ночь на 16 декабря 1962 года. Ровно в 23 часа Джонсон достал из сейфа корреспонденцию и передал её связному, который доставил пакеты в советскую резидентуру. Там их аккуратно вскрыли, и, пересняв документы, снова запечатали. Уже в 2.30 ночи бумаги вернули Джонсону. За время проведения операции «Карфаген» ему удалось совершить 8 таких выемок.

Документы стали настоящим кладом для советской разведки. Например, среди переданных документов был мобилизационный план вооруженных сил США на период войны с СССР, в котором были указаны места дислокации всех воинских частей, координаты объектов для нанесения бомбардировочных и ракетных ударов по территории Союза и стран Варшавского договора.

Правда, не всегда операции по выемке проходили гладко. Однажды Джонсон не пришел к резиденту в назначенное время, чтобы забрать документы. Курьеру пришлось оставить пакет с бумагами в машине Джонсона. Оказалось, что сержант просто заснул, и не смог вовремя прийти.

Через некоторое время операцию свернули. За все время проведения операции «Карфаген» американская контрразведка ни разу не заподозрила Джонсона в измене. Более того, за отличную службу его повысили в должности и перевели в Пентагон.

Автор: В.Панченко
Автор: В.Панченко

Однако в Вашингтоне у супруги Джонсона обострилось психическое заболевание: во время приступов она громко кричала, что её муж шпион. Соседи пожаловались в ФБР, и за Джонсоном установили наблюдение. И здесь у сержанта тоже возникает нервный срыв. Он обналичивает свои средства и решает бежать в Мексику, но в Лас-Вегасе проигрывает деньги в казино, и возвращается назад.

За отлучку на службе Джонсона разжаловали в капралы, а вскоре арестовали по обвинению в шпионаже. Историки разведки считают, что Джонсона сдал перебежчик из КГБ Юрий Носенко.

Весной 1965 суд приговорил Джонсона к 25 годам лишения свободы. Но до окончания срока бывший советский агент не дожил. В мае 1972 года на свидание к Джонсону приехал его сын, вернувшийся после войны во Вьетнаме. Когда при встрече Джонсон попытался его обнять, сын нанес отцу смертельный удар ножом в грудь.

Автор: В.Панченко
Автор: В.Панченко

Но как Джонсону-младшему удалось пронести в комнату для свиданий нож?

Выходит, кому-то было выгодно закрыть на это глаза, ведь убийство сыном-патриотом отца-предателя, с точки зрения американской пропаганды стало лучшим завершением этой истории.

Друзья, если вам понравилась статья, ставьте лайк, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых интересных историй.