Найти в Дзене
Юризмы и Историзмы

Разгадка гибели Титаника. Объективная сторона.

Оглавление

И вот уже четвертая часть. Первые три читайте по ссылкам:

Первая

Вторая

Третья

Мы, рассмотрев все обстоятельства гибели Титаника и на миллиметр не приблизились к тому, кто же виновен. Напротив, обилие мелких и крупных причин катастрофы как бы ослепляет нас, сливается в единый фон и не позволяет выделить главного виновника. И это при том, что вообще-то за каждой причиной, кроме объективных, стоит конкретное лицо, которое допустило эту причину или даже создало ее. Но каждая из причин перекрывается парой десятков других, что не дает возможности выделить одного конкретного человека, который, вместе с айсбергом, конечно, и отправил Титаник на дно.

Воля, но не разум

Тем не менее, из 24 основных причин катастрофы можно все же выделить те обстоятельства, которые были прямо созданы человеческой волей. Не случайно, не по халатности, как заклепки из плохого металла или запертые в сейфе бинокли, а с осознанием возможных последствий и пренебрежением ими.

Таких обстоятельств мы можем выделить три:

1. Распоряжение руководителя компании Исмея об уменьшении количества шлюпок на борту.

2. Распоряжение капитана Смита о движении на предельной скорости при сложной ледовой ситуации.

3. Распоряжение старпома Мердока о маневре уклонения от айсберга.

Задумаемся, что бы могло объединить эти три момента? Пожалуй, это то же самое, что выделяет их из общей массы фактов о гибели Титаника. Человеческая воля! Но кто же этот тайный человек, воля которого могла бы объединить и направить отдельные, и, кажется, независимые, воли Исмея, Смита и Мердока? А может быть и большинство других событий из списка 24 причин гибели Титаника тоже имеют некое объединяющее начало?

Но на минуту отвлечемся.

У нас ведь здесь расследование, а расследования ведутся не как попало, а по определенным правилам. Одним из самых важных таких правил является юридический анализ события, в котором предполагается преступление. Чтобы отличить просто событие от преступления следователь должен определить следующие вещи:

  1. Субъект – это как раз и означает, кто совершил преступление
  2. Объект – это нарушенный закон, т.е. в случае с Титаником, объект не сам корабль, а правила безопасности на морском транспорте, жизнь, и здоровье пассажиров.
  3. Субъективная сторона – это мотив преступления (т. е. опять же деньги)
  4. И самое главное для нас сейчас – объективная сторона, – т.е. объективная возможность совершения преступления – орудие преступления, наличие преступника на месте преступления.

Что же мы имеем с этой точки зрения по Титанику? А ничего явного. Ничего не ясно. Кто «убийца» Титаника, как совершено это убийство, какую выгоду мог извлечь гипотетический убийца из гибели супердорогого корабля и полутора тысяч ни в чем не повинных пассажиров?

Неудивительно, что следственные комиссии в Англии и США не смогли предъявить обвинение. Все случившееся даже для самого подозрительного прокурора выглядит как роковая цепочка случайностей. Но мы же помним: у всякой катастрофы есть имя и отчество. И мы помним еще одно, древнеримское речение: ищи, кому выгодно.

Однако, чтобы двигаться дальше нам предстоит определиться с орудием преступления, т. к. если мы его не найдем, то в дальнейшем расследовании не будет толку.

Итак, объективная сторона

У нас нет других твердых фактов, кроме этих 24 якобы случайностей. Так что же могло бы явиться орудием преступления, если бы преступление действительно имело место? Айсберг? Да нет, таких айсбергов были тысячи. Океан, бинокль, может быть сама конструкция корабля? Нет, мы вынуждены отклонить такое предположение, ведь это всего лишь обстоятельства времени и места. Но что же? Давайте чуть отойдем от картины и расфокусируем зрение. Что теперь бросается в глаза? Правильно! Бросается все! И это верно, вся совокупность причин катастрофы и есть орудие убийства!

А дело в следующем.

Есть такой малоизвестный и своеобразный способ совершения преступлений, называемый экспертами софткриминал или мягкий криминал. Что же это такое?

Софткриминал – это способ совершения диверсий и убийств в целях политической и коммерческой конкурентной борьбы, при котором преступниками создаются обстоятельства, повышающие вероятность целевого события – т.е. аварии, несчастного случая и т.п.

При этом, во-первых, непосредственные виновники выглядят просто неосторожными, халатными, а события странными, но и только. А собственно заказчики и организаторы вообще вне поля зрения СМИ и спецслужб.

Ярким, хотя и не классическим примером софткриминал является гибель мозамбикского президента Самора Машела в 1986 году. Его самолет был предположительно сбит с курса диверсионным мобильным радиомаяком, после чего врезался в гору и погиб. Его гибель не была неизбежна, мобильный маяк лишь увеличил ее вероятность.

Кстати, имеет место неофициальная версия чернобыльской катастрофы, в соответствии с которой взрыв на АЭС также – следствие софткриминала. Обилие совпадений, мелкие странности вполне могут быть признаками мягкой, организационной диверсии.

Софткриминал, как и цветные революции, предположительно появился в конце двадцатого века с распространением ядерного оружия и ростом напряженности. Но ведь и провозвестник цветных революций Ганди начал свой путь еще в 1920, так почему же было неизвестным убийцам Титаника не опередить время в 1912?

Но тогда вряд ли преступники смогут остаться неизвестными. Сам способ преступления с головой выдает преступника. Ведь воспользоваться организационным оружием может только тот, в чьих руках власть создавать обстоятельства, назначать и увольнять служащих, перемещать вещи, принимать решения, одним словом, это кто-то облеченный полномочиями распоряжаться Титаником и приказывать его офицерам.

Не все так просто

Итак, у нас на подозрении капитан Смит, старпом Мердок, и директор Уйат Стар Лайн – Исмей. Странные, бессмысленные действия этих людей, которые в наибольшей степени можно считать приведшими к катастрофе и усугубившими ее, конечно же, обретут смысл лишь только мы поймем, в чем была их цель? В чем их выгода от гибели Титаника? Ведь не будем забывать, что Смит и Мердок погибли на Титанике, а Исмей спасся, хотя мог и не спастись, и в дальнейшем, его постигла смерть гражданская. Таким образом, все трое, скорее всего не могли планировать потопление корабля ценой собственных жизней. Так чего же хотели эти трое? В чем разгадка их поступков?

Здесь тоже все непросто, и нам придется разобраться в том, какова была цель создания Титаника вообще, и, может быть, это прольет свет на цель его уничтожения.

Титаник и сам был орудием… Орудием конкурентной борьбы между судоходными компаниями Уайт Стар Лайн и Кунард Лайн, которые на то время плотно оседлали морское сообщение между Европой и Америкой. Какое-то время Уайт Стар была впереди во всех отношениях, а потом, конкурент, Кунард, стал обходить ее. Кунард получил Голубую Ленту Атлантики – приз за рекордную скорость пересечения Атлантики, и его привлекательность для пассажиров сильно поднялась. Кунард стал теснить Уйат Стар на рынке.

Хозяева Уайт Стар не растерялись, их ответом наглому захватчику стала серия лайнеров Олимпик. Первым в серии был собственно Олимпик, вторым – Титаник. Они были очень похожи. Не зная где искать, найти отличия было бы сложно. Этакие близнецы. Расчет был – купить пассажиров роскошью отделки и сервиса. Однако проект Титаника предполагал также превзойти лайнеры Кунарда по скорости и завоевать Голубую Ленту. В рекламу вложились глобально. Компания уверенно шла к успеху. Но тут что-то пошло не так…

И мы поговорим об этом в следующей части.