Найти тему

Тициан – художник, который нарушил золотое правило ренессансной живописи и стал великим мастером Венеции

Оглавление

Серия 16: Тициан «Мадонна Пезаро»

Жемчужина Адриатики — Венеция. В XV веке она была не просто городом, а столицей цветущей Венецианской республики. В торговом, военном и дипломатическом отношении, а также просто по своему богатству эта республика стала совершенно особым анклавом в системе итальянских государств. И естественно, Венеция привлекала к себе художников, а Венецианская школа живописи выросла в одну из главных итальянских живописных школ.

Базилика Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции
Базилика Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции

Это церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Утром 8 декабря 1526 года в ренессансный алтарь этой церкви была торжественно помещена картина «Мадонна Пезаро» ещё сравнительно молодого, но уже великого мастера венецианской живописи — Тициана. Это замечательная во многих отношениях картина даёт невиданный нами ранее образ Богородицы.

«Мадонна Пезаро» Тициан 1518-1526 годы
«Мадонна Пезаро» Тициан 1518-1526 годы
«Мадонна Пезаро» Тициан 1518-1526 годы
«Мадонна Пезаро» Тициан 1518-1526 годы

Что отличает этот образ Богородицы от всех виденных нами прежде?

Раньше живописец всегда ставил Богородицу в центре. Святые были по разные стороны и в середине Богородица. Таким образом создавалась та самая равновесная симметрия ренессансной композиции. Тициан нарушает это правило. Он сдвинул Богородицу вправо. Вместо привычного нам треугольника или пирамиды перед нами — неожиданный прямоугольный треугольник. А главное композиционное движение теперь это диагональ.

слева «Мадонна Пезаро» Тициан, справа «Мадонна с гарпиями» Андреа дель Сарто
слева «Мадонна Пезаро» Тициан, справа «Мадонна с гарпиями» Андреа дель Сарто

Неизвестно, хотел ли этого Тициан, но прямоугольный треугольник в картине повторяется ещё раз. Посмотрите на ключ под ногами святого Петра, скорее всего, это его ключ от рая:

-5

Если всмотреться — вместе с тенью на ступеньке получился прямоугольный треугольник, который повторяет общую композицию картины. Можно сказать, что это не только ключ от рая, но и ключ композиции картины.

Вместе с тем мы всё ещё находимся в эпохе Высокого Возрождения. И поэтому сказать, что вся композиция сдвинута в диагональном движении, было бы неверно. Тициан уравновешивает фигуру Богородицы победоносным красным знаменем. Хотя равновесие уже гораздо более свободное и динамичное.

«Мадонна Пезаро» Тициан 1518-1526 годы
«Мадонна Пезаро» Тициан 1518-1526 годы

В искусстве XVI века принцип диагонального построения композиции вытеснит принцип центральной композиции и станет доминирующим. Особенно в творчестве Тинторетто, которому мы уделим внимание в одной из следующих статей. Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие серии.

15 серия Художники, которым не повезло⬅️|➡️17 серия Легкий способ отличить венецианскую живопись от флорентийской