Найти тему
Исторические напёрстки

Символы цивилизации: трогательная и невезучая Русалочка…

Исполняю обещание, прошу простить за столь долгое ожидание Читателя Надежду. А мужской аудитории, суровой и выросшей совсем на других сказках, — придётся немного потерпеть. Итак, речь пойдёт об абсолютно не поддающейся рациональному анализу «силе искусства», когда сказочные и придуманные герои способны оказывать чрезмерное влияние на жизнь людей, целых народов.

У жителей страны Дании, весьма не сентиментальной, жуть как прагматичной, есть одна трогательная национальная героиня. Нет, не их королева или славные пращуры, неистовые норманны… Уже 200 с лишним лет главным символом страны, с показателями в 99,99% по соцопросам, — является мужественная и преданная своей любви Русалочка, пришедшая в наш жестокий мир из бессмертной сказки Андерсена.

Но как только датчане решили поставить памятник своей героине в столице Копенгагене, вокруг бронзой скульптуры начали происходить загадочные и трагические события. Это стало другой национальной загадкой, окутанной откровенной мистикой.

Итак, согласно тексту сказки Андерсена, Русалочка мечтала познакомиться с людьми, постараться понять этих странных существ, узнать поближе. Начала с ночного курсирования у гаваней, тайно разглядывала корабли, снующих по набережным и причалам матросов, любовалась мерцающими огнями городов. Именно поэтому в 1913 году бронзовая Русалочка обрела своё законное место прямо в порту Копенгагена, точнёхонько у входа.

Сделать персонаж сказки реальностью предложил настоящий фанат творчества Андерсена — пивовар Карл Якобсен, который тратил все свои свободные средства на различные праздничные и подарочные издания великого писателя, открытки и куклы, скупал любые вещи, относящиеся к Гансу-Христиану. Именно он профинансировал создание памятника, поручив скульптуру Русалочки молодому художнику Эдварду Эриксену.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Вы бы знали, какой шум поднялся в газетах! Журналисты ополчились на магистрат и датский парламент «фолькетинг», которые всеми правдами и неправдами противились проекту, считая его… недостойным великого города и нации. Какой-то персонаж сказочника становится символом Дании, немыслимо!

Один из депутатов совершил страшную ошибку: напомнил публике произведение Андерсена «Ребячья болтовня». Где недоросли-мажоры богатых и знатных родителей презрительно говорили: из простонародья, детей с фамилиями, оканчивающихся на «сен»… ничего не выйдет.

Ого, это был вызов общественному мнению. Газеты запестрели передовицами, всячески высмеивая спесь аристократии. Специально сообщали, что любимая народом Русалочка оживёт благодаря усилиям трёх простых датчан, чьи фамилии оканчиваются на «сен»: Андерсен, Якобсен и скульптор Эриксен!

Дело дошло даже до королевской семьи. В 1912 году тринадцатилетний наследный принц Фредерик, личность с детских лет экстравагантная и обожавшая флот (потом стал контр-адмиралом), проговорился на высочайшем приёме: он будет счастлив, если из морских путешествий датчан будет встречать столь верная и прекрасная девушка, как Русалочка. Вопрос с местом установки памятника решился!

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Бронзовая прекрасная скульптура появилась у входа в гавань Копенгагена 23 августа 1913 года. На набережной царила давка, но никто не пострадал. На следующий день народа не убавилось, как и через неделю. Гавань Копенгагена парализовало, корабли не могли не зайти, ни выйти из-за тысяч шлюпок, яхточек и лодок, которые круглосуточно толклись в порту.

Интерес подогрели некоторые особы царствующих фамилий и высшей аристократии Бельгии, Швеции, Англии, Австро-Венгрии, Германии и Франции… на собственных яхтах и даже военных кораблях прибывавших весь сентябрь сфотографироваться на фоне Русалочки. Скульптура мгновенно стала самой любимой для Дании, европейская пресса восхищалась и ликовала вместе с поклонниками творчества Андерсена.

А модель, которая позировала скульптору Эриксену (его горячо любимая жена Элине Эриксен), стала на какое-то время популярнее нашей Матильды Ксешинской. Она тоже была балериной, известной под сценическим псевдонимом Эллен Прайс.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Хотя красавица тридцать два фуэте не крутила (после пары дюжин падала в объятия партнера), гастроли датского Королевского театра оперы и балета принимали осенью-зимой 1913 года по всей Европе с невиданным воодушевлением. Каждое па Элины встречал рёв восторженной публики, узнававшей в хрупкой фигурке каждую линию скульптуры Русалочки. Открытки и афиши с трогательным и характерным поворотом головы, мечтательным взглядом стали популярнее репродукций художников Ренессанса.

Жители Копенгагена назначили Русалочку своим талисманом добра, любви и надежды. Моряки немедленно завели традицию: перед уходом в плавание приходить на набережную Лангелини, хором распевать несколько душевных песенок, чокаясь кружками с горячительными напитками. Их жёны и возлюбленные старались каждый день сбегать в порт, чтобы попросить у Русалочки благополучного возвращения мужчин.

В первую же зиму бронзовую девочку, словно живую и реальную, начали облачать в шубки и модные пальто, на голову бережно надевая шапочку. Полиция сначала пыталась бороться с таким вопиющим отношением к памятнику, но потом махнула рукой. Так, появился целый культ. А премьер-министр Дании как-то после Второй мировой сказал:

«Не нужно считать сказки Андерсена — сказками, представьте, если вдруг Русалочка исчезнет. Город и страна осиротеют. Это хрупкая бронзовая фигурка уже наш герб, символ датской столицы».

Но Копенгаген замер в ужасе ранним утром 25 апреля 1964 года, когда было совершено страшное злодеяние: Русалочку… обезглавили. Передовицы газет вспыхнули траурными заголовками: Данию казнили! Весь день город не работал, десятки тысяч людей толпились на набережной Лангелини, запрудили близлежащие улицы. Медики «Скорой помощи» не справлялись с обмороками, пока полицейские не догадались прикрыть изуродованную Русалочку белым покрывалом.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Магистрат собрался в полдень, всего одного голоса не хватило, чтобы объявить самый настоящий траур. Дания замерла…. Но, несмотря на объявленную награду в 7 тысяч крон, голову скульптуры найти не могли. На величайшую удачу, в Копенгагенском музее изобразительного искусства обнаружилась гипсовая форма, сделанная самим скульптором Эриксеном. Это назвали чудом.

Потом случилось второе: позвонил сын того самого мастера бронзовых дел, который в 1913 году отливал Русалочку. Будучи уже состоятельным человеком, отказался от государственной помощи, призвал датчан (и европейцев) остановить благотворительные марафоны и сбор средств на восстановление памятника.

Безуспешно. Со всего мира в Копенгаген приходили ежедневно мешки писем взрослых и детей, внутри конвертов находилась самая различная валюта. И конечно же, мольбы: оживите нашу любимую Русалочку! Королева Маргарет разрыдалась в прямом телеэфире, когда взяла в руки письмо семилетнего мальчика из Оклахомы:

«Моя жизнь иначе не имеет смысла, если мы не сможем её спасти!».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

С монаршей особой рыдала вся Дания. Весь мир кинулся спасать несчастную Русалочку, впервые в истории дипломатии приходили соболезнования и слова поддержки датскому народу от лидеров мировых держав. А через месяц состоялось новое открытие статуи. Русалочку некоторое время не было видно из-за огромных цветочных холмов. Так жители Копенгагена встретили возвращение своей бронзовой девочки.

А когда на набережной появилась 85-летняя Эллине Эриксен, модель первой скульптуры… всплакнули абсолютно всё. Даже полицейские, которые организовали круглосуточный пост подле памятника, снабжённый мощным прожектором. Префект поклялся, что надругаться над бронзовой фигуркой всяким геростратам больше не получится. Увы, он сильно ошибся. Началась череда подлейшего вандализма.

Через два месяца после возрождения символа Дании на исходе лета 1964 года бронзовой Русалочке попытались ножовкой отпилить руки. В 1976-ом изуродовали хвост. В 1984-ом всё-таки сумели отпилить руки, а в 1990-ом снова покусились на голову. Но смогли лишь глубоко пропилить шею. В 1998-м голову… снова отсекли. Её сумели найти, статую отреставрировали.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Чтобы в 2003 году с ужасом наблюдать, как направленным взрывом бронзовую девочку сбросило с постамента. Последний грандиозный скандал разгорелся в 2004-м, Русалочку одели в мусульманские одежды. Это был «знак протеста» на фоне появившихся фейков о скором включения Турции в состав Евросоюза.

Кем было это зверьё, покусившееся на святая святых даже не целой страны, а всей цивилизации? Нет, не подвыпившие хулиганы, хотя неуклюжие попытки с их стороны тоже были. Большинство нападений совершали… люди искусства. Или того бреда, который они таковым считали.

В первом обезглавливании Русалочки 1961-го года признался через тридцать лет «художник-ситуационист» Йорген Наш. В мемуарах рассказал: утопил голову статуи в одном из озер Копенгагена, не помнит в каком (под ЛСД был). Судя по остальным эпизодам и полившимся «откровениям» других вандалов — полиция сделала официальный вывод: Русалочку атакуют исключительно невменяемые… творческие люди.

Зачем им это, почему на шедевры национального искусства любой страны постоянно совершаются подобные атаки? Причём во все времена, вспомните насколько трудно было сохранить скульптурное творчество того же Микеланджело. Психологи пожимают плечами, начиная рассуждать о нереализованных творческих возможностях, ненависти к успешным проектам коллег по цеху, не признанности таланта.

Искусствоведы более широки в полёте мысли, говоря о некой Битве Зла с Добром, Красотой и мраком Безобразия человеческих душ. Но точнее всего сказала датская королева Маргарет, напомнив древнюю формулу: чтобы победить народ, надо уничтожить его богов. Русалочка стала тем божеством, органичным, понятным и любимым без всякого принуждения… как и многие другие великие произведения мирового искусства, тоже ставшие символами цивилизации.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

А безумцы, атакующие это, — обычные демиурги. Им очень хочется уничтожить весь род человеческий, который при всех издержках своего поведения всё-таки тянется к вере в Любовь и Красоту. А в случае с Русалочкой Ганса Христиана Андерсена… ещё и к величайшему Самопожертвованию. Права королева Маргарет? Наверное…

-9

#Русалочка #искусство #скульптура #Дания #история искусств #шедевры мирового искусства #знаменитые скульптуры #сказки Андерсена