Вы думаете, работа проектанта занудна и скучна? О, это вы еще с отечественными заводами не работали. У нас никогда ничего не делается просто, у нас всегда свой путь.
На корабле есть практически все, что есть в нашей жизни: корпус (причем, далеко не всегда стальной), двигатели, насосы, электрика, электроника… Ранее в дипломах корабелов писали: «Дозволяется строить все, кроме божьих храмов». Нет-нет, это не потому, что корабелы такие богохульники, это лишь потому, что на корабле нет арочных конструкций.
Корабль, действительно очень сложная штука, и судостроение выдвигает свои, достаточно высокие требования и к проектанту, и к заводу. На «западе» проще, там верфь имеет свой, достаточно мощный аппарат, который и решает большую часть вопросов закупки, взаимоувязки, трассировки и.т.д. Они разрабатывают свою, заводскую документацию (Workshop drawing).
Сравнивать нашу рабочую конструкторскую документацию и западный рабочий проект (Detail design) не стоит. Нашему заводу нужно разрисовать все «до болта». А, чтобы не «управлять машиной с заднего сидения» на завод отправляется опергруппа. И вот тут-то и начинается самое интересное.
Есть старые классические заводы, на которых (хвала Всевышнему!) сохранился техотдел, там сохранились старые опытные кадры, все стабильно и почти по-советски. Там своя особенность, ибо документацию часто не берут в работу, потому, что … (далее следует целый перечень важных причин, вплоть до отсутствующей в документе запятой). А, если еще документация оформлена не так, как они привыкли…
Есть другой вид заводов. Это заводы, которые в 90-е развалились, и представляют собой только территорию. Их только-только возродили, но набрали … (как бы так помягче выразиться) волопасов. Нет, некоторые из них даже имеют профильное образование, но …
Очень часто такие заводы имеют лишь небольшой костяк, и набирают бригады лишь когда появляется заказ. Естественно, ни о каком полноценном техотделе завода речь не стоит.
В общем, все как в жизни: есть неопытные сотрудники, которые не умеют работать, а есть опытные, которые умеют не работать. Золотая середина, конечно, есть, и мы (как проектанты) ее ОЧЕНЬ ценим. Жаль, что встречается она очень редко.
Зачем он нужен, этот самый техотдел? У каждого завода свой набор оборудования, свое оснащение. Проектант не может предусмотреть всего. Все планирование, последовательность работ, технологические операции, разработка оснастки, все это не должно касаться проектанта. Не должно, но…
Завод почти всегда просаживает сроки. Почему? По-разному бывает. Чаще всего не успевают купить оборудование. Пароход, вроде, наш, а, дорогостоящая начинка, чаще всего импортная: панели зашивки – норвежский «Норак», насосы «Данфос», дизеля – импортные (по любому, или B&W, или МАНы или «Вольвошки» или … ладно, не будем о грустном), вспомогачи тоже (американцы – «Катерпиллеры», или немцы МТU или…). Все вражеское, дорогое все идет через таможню, долго, с приключениями. Вентиляторы, кондиционеры тоже импорт (теперь даже Украина – заграница). Большая часть кабеля тоже – импорт. Азовкабель теперь заграница. Про электронику и связь я даже не заикаюсь. Это вам не СССР!
Те, кто закупает оборудование – это особая каста, их трогать нельзя: «священная корова». У них сложности! (У всех остальных так, мелкие вопросики…).
Иногда заводу людей не хватает. Не поверите, но даже это проблема. Причем стояла она настолько остро, что на многих заказах большую часть работавших бригад, это херсонцы и николаевцы. Порой доходило до «чудес». Вы не поверите, но «Красные Баррикады» (это под Астраханью) завозили на завод… малайцев и филиппинцев. Но, кстати, с ними было работать и то легче, чем с «волопасами». Хотя … тоже ребята талантливые. Один из них неделю ходил с одним и тем же куском трубы по всем отсекам.
Я отлично понимаю наши заводы. Работать им, действительно, трудно. Только у них есть плохая привычка, все свои беды списывать на проектанта.
Записан вопрос: «Проектант заказал недостаточное количество выравнивающей мастики для пола». Даю отлуп сразу. В переводе на русский язык это означает: «Мы сварили кривую палубу, и рихтовать мы не хотим». И можно было бы пожалеть завод, но тогда не становятся двери, летит раскладка стеновых панелей, в мастике утопает часть уже вываренного слесарного насыщения, на фундаментах не выкрутить болты, идет огромный перевес конструкции (мастика-то на цементе) и все из-за того, что кое-кто нанял руко(зачеркнуто)в, которые сварили палубу с бухтинами до 100 мм.
А, еще не люблю, когда врут. «Проектантом заказаны неправильные каютные двери. Окантовка двери отрывается под влиянием сварочных деформаций».
Да, действительно, на ряде кают, приваренная окантовка (рама) двери оторвана от переборок. Но, есть нюанс: собранная надстройка стоит немного не на том месте, где стояла вчера. Иду к охране за видеозаписью. Так и есть: в ночную смену пытались поставить собранную надстройку на корпус. Видимо не поставили технологические раскрепления, и надстройка начала «трещать». Испугались, поставили на место.
Особое место во всем этом занимают совещания. А, если еще совещание проводилось по инициативе Заказчика... В общем-то, объективно говоря, это был театр. Причем театр сей начинал уже надоедать, ибо каждый вновь прибывающий начальник (вне зависимости от того, это был начальник со стороны строителя, или со стороны заказчика) старался учинить совещание имени себя.
Начальники цехов понедельничное совещание именовали не иначе как оральным сексом. Ибо начальство, наоравшись вдоволь, испытывало чувство глубокого удовлетворения, остальные участники совещания чувствовали себя: А) как минимум, изнасилованными, Б) изнасилованными в извращенной форме.
-Завод, почему идет отставание по монтажу вентиляции? Вместо 50 тонн смонтирована всего тонна. В чем дело?
-Проектантом не решен вопрос 3345!
-Проектант, почему не решен вопрос 3345?!
-А у меня он в протоколе не стоит!
-Так пометьте, чтобы у вас тоже стоял … вопрос… в протоколе. Завод, когда записан вопрос?
-Два часа назад!
-То есть вы хотите сказать, что вы два часа назад записали вопрос, и из-за этого не смонтировали 49 тонн?
-Он у нас ключевой, стоит на конце, сдать не можем
-Та, на чем бы он ни стоял, в чем вопрос?
-Вентилятор не становится на фундамент, и заклинивает ремень!
Тут у проектанта вскипает мозг, ибо согласно техническим требованиям, у судового вентилятора никаких ремней нет, и быть не должно. В процессе бурного обсуждения выясняется, что вместо судового вентилятора куплен общепромышленный, с ременным приводом, который в три раза больше, естественно, он не садится на фундамент, у него не тот двигатель, который нельзя подключить в судовую сеть, и, естественно, он не имеет регистровых документов. Но, отдел закупок, это «священная корова», которая заводит свою традиционную песнь.
-Мне что теперь, самоубиться? Или земли из горшка поесть?! Пусть ставят, что дают, что проектанту трудно бумажку нарисовать, переломиться? Вы представляете, это же нужно по импорту, у нас все сроки горят! Мы его поставим только через полгода, не раньше, это ж таможню проходить!
-Проектант, ты зачем палки в колеса проекту ставишь?! Что значит, двигатель нужно менять?! Значит поменяем! Что значит, не лезет? Всунь! Регистр? Ща все решим!
Звонок заказчика Регистру. Выражение лица заказчика меняется. Регистр, как надзорный орган, очень вежливо объясняет куда можно «засунуть» вентилятор общепромышленного назначения.
-Снабжение! Если через неделю нужного вентилятора не будет, я из вас из всех дворников сделаю! Марш с совещания искать вентилятор!
-Это как понимать?!
-Вот так и понимай, что у нас демократия: тебя посылают, а ты иди куда хочешь!
-101-й цех! 101! Вашу мать! Чем вы там заняты?! Спите или мастурбацией занимаетесь!
-Так точно!
-Что так точно?!!!!!!!!! Немедленно завершить работы! Смонтировать оставшиеся 49 тонн по чертежам, и, навести порядок на своей площадке! Хотя, вы наверное, повеситесь скорее чем порядок наведете... Хотя такой вариант меня тоже бы устроил!
Чудеса... Буквально через неделю приходит нужный вентилятор, но…
Проектанту записан новый вопрос: «Проектант заказал короткие болты для крепления вентилятора!». Ничего не понимаю, на чертеже все нормально. На чертеже – да, на месте – нет. Фундамент сварен криво, под две лапы подсунуты толстенные «подкладухи», и, естественно болтов не хватает.