Сейчас Левшино – микрорайон в составе Орджоникидзевского района Перми с численностью населения двенадцать тысяч человек.
История
Левшино появилось в XVII веке, в устье Чусовой. История возникновения села связана с именем Андрейки Лёвши, который занимался перевозкой через реку.
Возник Лёвшинский перевоз, а затем деревня. Она находилась на месте современной Перми, в затопленном районе Камского водохранилища.
Уже в начале XVIII века Чусовая стала играть важную транспортную роль. Активно развивалась уральская промышленность, по ней перевозили руду, железо, уголь.
«Караваны» останавливались рядом с Левшино для переформирования, что способствовало развитию деревни. Более трёх тысяч человек были заняты в перевозках, перегрузках.
Появились церковь и школа при ней, столовая, торговые, пивные лавки, ночлежный дом. Однако после строительства Горнозаводской железной дороги значение Чусовой стало падать, а вместе с ней – деревни.
К 1920-м годам производства закрылись, численность населения сократилась. Однако уже через десять лет началось строительство Камской ГЭС. Рабочие селились в районе, он стал «оживать».
Интересно! В деревне до начала Великой Отечественной войны работал А.П. Лянгасов – герой Советского союза.
В 1940 году Левшино вошло в состав Перми и перестало существовать как самостоятельная единица.
В 1954-м строительство КамГЭС было закончено. Уровень воды так поднялся, что Левшино пришлось переехать на новое место.
Перенесли всё, что могли: пристань, вокзал, путевые строения, – однако целые кварталы из жилых домов, исторических зданий оказались затоплены.
Так жители стали частью Орджоникидзевского района Перми. В 1950-х началась массовая застройка нового микрорайона.
Расцветала навигация по Каме, а вместе с этим – Левшино, которое обслуживало речной вокзал. Сейчас в микрорайоне строятся новые дома, увеличивается количество дачных участков.
География и инфраструктура
Левшино расположено на берегу Камского водохранилища. На юге он граничит с микрорайоном Домостроительный, на севере и востоке – с частным сектором, состоящим из дачных домов.
Из природных объектов – по территории протекают ручьи Грязный и Банный, в восточной части находится лес. Микрорайон состоит из тринадцати улиц. В нём проживает около двенадцати тысяч человек.
Действуют две школы, детский сад. Есть большое количество магазинов. Расположены одноимённая железнодорожная станция и вокзал (ул. Железнодорожная, 1А). Она появилась при строительстве участка Горнозаводского участка в 1878 году.
Интересно! Планируется запустить познавательную экскурсию по исторической части города на ретро-поезде. Маршрут пройдёт от станции Пермь-II до Левшино.
Достопримечательности
Старое Левшино оказалось затоплено, и вода скрыла старинные дома, купеческие особняки, церковь. Главная потеря – стоянка первобытного человека, обнаруженная археологами в 1934 году.
Новое Левшино строилось в 1950-х, и оно примечательно домами, выполнены в советском архитектурном стиле. На старых постройках остались мемориальные таблички, агитационные щиты.
Рядом с железнодорожной станцией сохранилась советская вывеской «Булочная». Её самой уже нет, но надпись осталась, и это последний подобный объект на территории Перми.
Сама станция «Левшино» относится к архитектурным комплексам, появившимся в 1950-х.
На ул. Старикова 14 можно найти памятную табличку, посвященную герою Великой Отечественной войны В.Г. Старикову.
Лесной массив микрорайона относится к Левшинской природной территории. Для местных жителей Левшино – место для летнего отдыха, так как здесь находится большое количество дачных участков.
Как добраться
Через микрорайон проходят городские автобусы:
- №22: Пермский военный институт МВД России (Гайва) — М/р Васильевка.
- №23: Банная гора - деревня Голованово.
- №32: Центральный рынок — М/р Васильевка.
- №77: Станция Лёвшино — ул. Мильчакова.
А также автобусы пригородного сообщения №175 (Пермь – Полазна), 434 (Пермь – Гари), 530 (Пермь – Добрянка)
Интересно! С XIX века до начала 2000-х действовал речной вокзал, который прежде находился на улице Дачной. Водный транспорт перевозил людей до городов и деревень края.
Левшино было важной точкой на пути грузовых судов, проходящих по Чусовой.
Однако постепенно судоходство сошло на нет, а при строительстве Камского гидроэлектростанции всю территорию затопили. Под водой оказались жилые дома и исторические объекты.
Деревня переехала южнее, но сохранила своё название. Сейчас это часть Орджоникидзевского района, которая пользуется популярностью среди местных жителей как место для дачного участка.
Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, поставьте "большой палец вверх", оставьте комментарий, поделитесь публикацией с друзьями, подпишитесь на канал.