Найти тему
zorkinadventures

Этот 120-летний российский маяк стоит на краю света вдали от цивилизации. Показываем, что там сейчас

Здание маяка, строительство которого началось 120 лет назад, ветшает, но еще держится. Детали линзы Френеля, не так давно снятые с башни, хранятся в управлении 213-го участка гидрографической службы в поселке Ольга. Фото: Виталий Берков.
Здание маяка, строительство которого началось 120 лет назад, ветшает, но еще держится. Детали линзы Френеля, не так давно снятые с башни, хранятся в управлении 213-го участка гидрографической службы в поселке Ольга. Фото: Виталий Берков.

Долго готовился этот материал в National Geographic Россия. У маяка Низменный, почти на краю света, побывали Виталий Берков и Иван Слоквенко.

Виталий и Иван рассказывают:

"Попасть к маяку и в наши дни непросто. Приморский край, единственный населенный пункт поблизости — село Ветка. Отсюда вдоль реки Васильковка по тайге тянется на 45 километров никудышная дорога: через болота, по грязи. Водный путь немногим проще — можно добираться от поселка Ольга, расположенного в 30 километрах отсюда, по морю. Но на мысе, где стоит маяк, нет причала, из-за почти постоянных штормов высадиться на берег не получится".

 Маяк Низменный и сегодня один из самых труднодоступных в России. Остается только догадываться, какие усилия потребовались, чтобы возвести его в начале XX века. Фото: Виталий Берков.
Маяк Низменный и сегодня один из самых труднодоступных в России. Остается только догадываться, какие усилия потребовались, чтобы возвести его в начале XX века. Фото: Виталий Берков.

"Выписка из формуляра маяка от 12 августа 1953 года: «Относится к разряду с особо труднодоступными условиями работы». Еще в 1875 году Главное Гидрографическое управление внесло мыс Низменный в план постепенного сооружения маяков «в местах, наиболее требующих маячного освещения». По этому плану, маяк должен был заработать здесь в 1885-м, но строительство началось лишь в 1901 году. Зато завершилось всего через два сезона: маяк заработал в 1903-м"

Маяк Низменный предназначался для обеспечения безопасного подхода судов к заливу Святой Ольги. Этот залив впервые описал в 1856 году экипаж британского корабля Hornet. Год спустя там побывала экспедиция под командованием адмирала Чихачева. В 1858-м русские основали здесь военный форпост. Фото: Виталий Берков.
Маяк Низменный предназначался для обеспечения безопасного подхода судов к заливу Святой Ольги. Этот залив впервые описал в 1856 году экипаж британского корабля Hornet. Год спустя там побывала экспедиция под командованием адмирала Чихачева. В 1858-м русские основали здесь военный форпост. Фото: Виталий Берков.

"Механизм вращения привезли из Франции, его сделала машиностроительная компания «Соттер-Гарле», которая занималась производством автомобилей и оборудования для судов. Из Франции же привезли и светооптический аппарат с керосиновой маячной лампой– сборная конструкцию из линзы Френеля и поворотным механизмом весом почти сто киллограмов и высотой в метр. Одновременно на диком берегу возвели жилой сруб для смотрителей (их в те годы было двое): две комнаты с двумя печами и кухня. Еще построили здание склада для продовольствия, сарай, также вырыли колодец. Вначале маяк светил только часть года – не работал с декабря по март, когда залив покрывался льдом. Сохранились отчеты, которые показывают, что в те годы маяк функционировал 3500 часов в год и израсходовал за это время почти 500 литров керосина. После русско-японской войны 1904-1905 года Низменный стал работать круглый год.

На керосине маяк работал до 1952 года, когда керосино-калийную установку заменили на электрическую, линзы заменили уже в XXI веке. В 1975 году здания маяка реконструировали – возвели новое техническое здание, а еще двухэтажный жилой дом на восемь квартир. В 2011 году Низменный перешел в автономный режим работы, теперь он функционирует от солнечных панелей и аккумуляторов. Здесь нет постоянного персонала, двери внутрь заперты, за маяком присматривают служащие поста Береговой системы наблюдения ВМФ.

На строительство маяка Низменный было потрачено 80 тысяч рублей. Для сравнения: строительство Верхних торговых рядов (ныне – ГУМ) в Москве десятью годами ранее обошлось в 5 миллионов. Фото: Виталий Берков.
На строительство маяка Низменный было потрачено 80 тысяч рублей. Для сравнения: строительство Верхних торговых рядов (ныне – ГУМ) в Москве десятью годами ранее обошлось в 5 миллионов. Фото: Виталий Берков.

Один из памятников прошлого маяка, который остался до наших дней: мраморная надгробная плита – раньше считалось, что здесь похоронен первый смотритель. На самом деле это могила заведующего Милоградовским телеграфным отделением. С Йольем Давидовичем в 1907 году произошел несчастный случай: он спешил на лошади, чтобы исправить телеграфную линию к маяку – случайно выстрелило ружье, висевшее у него за спиной, пуля ранила чиновника, тот скончался, а его супруга привезла из Санкт-Петербурга плиту, которую установили на могиле возле маяка".

Так и стоит маяк среди волн, где-то далеко от цивилизации. Наверное, и хорошо, что простым туристам сюда никак не добраться.

Вот здесь фб Виталия Беркова, который сделал эти замечательные фото. А на нашем сайте почитайте про маяки Белого моря, посмотрите фото, которые сделал Андрей Каменев, шеф-фотограф National Geographic Россия.

В своем блоге Zorkinadventures собираю захватывающие истории и опыт читателей, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.