«Кого?!» - спросите или подумаете вы…А я уверенно отвечаю – врача. Врача, который уврачует болезни тела нашего и духа нашего…Сейчас с этим сложновато – время жёсткое, проблемное, радости человеку маловато…И потому приходят на ум мысли, воспоминания, которые отогреют душу озябшую, тело немочью измученное…
Одним из первых, кто просто проявился в этих мыслях, стал доктор Гааз. Гааз Фёдор Петрович - врач-филантроп, католический общественный деятель, «святой доктор», так его называли. Настоящее имя Фридрих Йозеф и жил и творил он свои добрые дела в Москве. Он был членом Московского тюремного комитета и главный врач московских тюрем. О Гаазе Фёдоре Петровиче, странном бескорыстном докторе и человеке с золотым сердцем писали Герцен, Чехов, Достоевский. В 2011 г. римско-католическая церковь начала процесс канонизации доктора Гааза. В мае 2018 года его причислили к лику блаженных. Даты его жизни и смерти – 10 августа 1780 – 16 августа 1853 (73 года).
О его доброте известна такая легенда. Когда он уже был знаменит и состоятелен, то пришли к нему зимой и вызвали к больному. Быстро накинув шубу и взяв дежурный саквояж с инструментами, он, как мог быстрее поспешил к больному. Извозчика, в виду пурги он не стал дожидаться, а поторопился идти дворами. И через короткое время его остановили двое громил со словами: «Снимай шубу, барин…». Фёдор Петрович стал торопливо расстёгивать и снимать шубу, приговаривая: «Да…да…так холодно, а вы совсем плохо одетые…сейчас…сейчас…» - приговаривал он. Разбойники присмотрелись и тот, который постарше воскликнул: « Батюшка Фёдор Петрович, так это ты?!»…Тут же они вновь одели доктора и со словами «Проводим тебя, батюшка, чтоб никто не обидел» действительно довели до дома больного…
Кто бы отказался побывать у него, правда? Но, помимо такого исторического примера, есть у меня примеры и из жизни знакомых.
Вот первый. У Елены Петровны всё вроде было нормально в жизни: муж, дети, хорошая работа. Но нам ведь всегда чего-то не хватает… Вот ей очень не хватало помощи мужа. Он считал, что то, что он не пьёт и не бьёт, да и ещё зарплату отдаёт, то это вполне достаточно. А всё остальное – сама…сама…Ну она и старалась выполнить это сама-сама…Т.Е. и в магазин - на базар сама, квартиру убрать – сама, ребенка увести в детский сад и домой забрать – сама. Естественно, постирать – погладить сама, да и выглядеть отлично без парикмахерской – тоже сама….
В общем, занемогла бедная женщина от столь активной жизненной позиции и, будучи на работе, приняла решение – пойти к врачу и взять больничный. Основания были – болело горло, голова, знобило. Но ведь сами знаете, что взять больничный лист взрослому всегда было не просто. Однако Елене Петровне было так невмоготу, что она решила для себя, что даже скандал учинит, если врач не станет выписывать этот пресловутый больничный лист, а по-другому как остаться дома и хоть немного передохнуть?!
Вот и пошла она полная решимости уже после работы, т.е. после шести, зная, что в поликлинике в это время работает дежурный врач. Пришла, народу практически не было, и она минут через пятнадцать уже сидела перед врачом. Он был чуть старше её, лет сорока пяти. Здесь её запал прошёл, и она только и сказала – «Плохо себя чувствую, доктор». Доктор провел свои процедуры осмотра и молча стал что-то писать. А затем протянул ей больничный лист со словами: «С терапевтической стороны у вас всё в порядке, но вы настолько измучены, что вам просто необходим отдых. Полежите дней пять и всё устроится». Нужно ли описывать слова благодарности этому врачу?! Прошло уже лет тридцать, как Елена Петровна шлёт в его адрес мысленные благодарности – пожалел, помог, когда она изнемогала…
Следующий пример от соседки, который случился с ней, когда ей было около сорока. Рассказываю от её лица. Работа у меня была нервная, всё время с людьми и требовала она постоянного расположения и доброжелательности. А ведь я тоже человек и у меня тоже бывало и плохое настроение, и просто нежелание работать, но показывать это было некорректно. Поэтому всё копилось и вылилось в одних из вечеров в приступ. Какой это был приступ я не поняла – просто раз и отключилась. Благо была дома, на собственном диване.
Очнувшись, обнаружила над собой стоящего доктора, который внимательно меня рассматривал. Оказывается, муж вызвал скорую помощь. Увидев доктора, я попыталась приподняться и сесть, но была огромная слабость, да и врач строго сказал – «Лежите, лежите!». Через короткое время я снова стала почему-то «уплывать» и мне вновь был сделан укол. Очнувшись в очередной раз, я снова увидела врача, который сказал, что подниматься нельзя ни в коем случае. А потом добавил – «Я сейчас пойду с вашим мужем попью чайку, а вы полежите…Мне ещё надо понаблюдать за вами…».
Они с мужем ушли на кухню, я лежала, периодами теряя сознание, и вновь приходила в себя. Врач приводил меня в чувство около часа. Потом улыбнулся и сказал – «Ну теперь я за вас спокоен. Только вызовите завтра участкового врача, вам надо бы с недельку полежать». Он уехал, а я, чувствуя себя спасённой от не знаю чего, но оставшейся живой, осталась с вечной благодарностью к нему – истинному врачу…
Сейчас врачи испытывают колоссальную нагрузку, и не у всех хватает сердечности, внимания, тепла к нам, заболевшим. Но я хочу, чтобы каждому попался такой врач, который уврачует и тело и душу…Который выслушает о тех болячках, что заставляют страдать и помогут…
Помогут словом и делом…
Ну, а мы тоже будем доброжелательны и терпеливы…