Найти тему
Руслан Ярханов

Арабская ночь.

Оглавление
Борьба Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмильтона.
Борьба Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмильтона.

Первый в истории Гран-при Саудовской Аравии был очень богат на события, однако, эти события были скорее со знаком "минус". Если отсечь организационные просчеты, которые, хоть и накладывали некоторые неудобства при просмотре гонок уикенда, но в процессе исправлялись, то все равно остается кое-что, что нужно было предвидеть еще на этапе разработки проекта трассы. Речь, конечно же, о первом повороте, а точнее, о связке первого и второго поворотов и находящаяся между ними зона безопасности.

Сколько раз эта связка срезалась за весь уикенд, я не считал. Однако, минимум четырежды такое действие приводило к штрафу. И я честно не смогу так вот запросто без подсказки вспомнить, когда в крайний раз один поворот собирал такое количество наказаний, которые, к тому же, так или иначе влияли на расстановку пилотов и расклад сил. На фоне этого Лукас Ди Грасси высказал мнение, что необходимо вводить автоматический ограничитель мощности двигателя для тех, кто покидает пределы трассы. И это мнение сразу разбивается о два простых факта. Во-первых, резко замедлившаяся машина после возвращения на трассу будет представлять серьезную опасность для остальных и в ходе уикенда минимум дважды мы видели к чему это приводило. А, во-вторых, это приведет к тому, что обороняющиеся будут просто выдавливать соперника, когда они будут ровняться, что снизит количество обгонов в лидирующей группе до критического значения.

Особенность данной ситуации в том, что решение в будущем ей подобных невозможно через введение новых правил. Это как минимум усложнит трактовку оных, а как максимум превратит спорт в пластмассовые покатушки роботов, действующих по строго заданному алгоритму. Причина кроется совсем в другой плоскости.

Последние 22 года (если не больше) главным и единственным человеком, который создавал новые и кардинально модернизировал старые трассы, остается Герман Тильке. И вполне ясна логика ФИА, по которой они не желают привлекать иных архитекторов трасс, по большому счету, немец является своим человеком с хорошим реноме, все его проекты последних лет всегда осуществлялись в срок и срыв этапа мог произойти только по вине организаторов. Однако, у этой монополии есть и обратная сторона. Если присматриваться ко всем новым проектам, то можно заметить, что у Тильке явно присутствует кризис идей. Выливается это в то, что новая трасса может оказаться или невероятным Франкенштейном из обрезков других трасс (как, например, Остин), или необгонной тошниловкой (как Валенсия, Сочи или Яс-Марина), или, как это оказалось в этот раз, смесью Монцы и Монако в самом худшем проявлении этого сочетания.

Новая трасса не годится не просто для современных болидов Ф1, некоторые ее участки спроектированы так, что трасса становится непригодна для любых гонок на скоростях выше 200 км/ч. Критическая близость стен, постоянные мелкие быстрые повороты, узость самой трассы. Именно эти факторы косвенно привели к тому, что одним из двух мест, где было более-менее реально совершить обгон, стала первая связка поворотов. Собственно, поэтому именно это место собрало столько штрафов за срезку в борьбе.

Трасса в Джидде
Трасса в Джидде

Интересный факт - в действующем календаре есть всего три места, где используются максимально похожие сочетания поворотов. Это последняя связка в Спа, первая связка в Монце и шикана на выходе из тоннеля в Монако. Что-то близкое можно так же увидеть на Поль-Рикаре (шикана на прямой Мистраль), в Сильверстоуне (Вэйл) и в Венгрии (6-й поворот), однако везде из-за некоторой специфики поворотов, они похожи на эту связку весьма условно. Но. Везде есть некоторые препятствия, которые не позволяют без потерь срезать повороты. Трава, гравий, высокие бублики, стена. В Джидде же там просто плац, который никак не замедляет пилота, промахнувшегося с торможением.

Решений этой проблемы как обычно три:

Установить бублики в зоне безопасности.

Самый простой и банальный способ, который, тем не менее, свой эффект даст. Учитывая то, насколько низки сейчас болиды Ф1, пилот будет вынужден проезжать зону медленно, чтоб не повредить днище. Из негативных сторон можно в первую очередь отметить повышенный риск отрыва болида от земли при наезде на бублик на высокой скорости, а учитывая, что зоны безопасности на городской трассе крайне клаустрофобичны, неуправляемая машина может или на полной скорости пробить сетку ограждения, или вовсе ее перелететь, что может закончиться крайне печально как для самого гонщика, так и для маршалов, если им не повезет оказаться там.

Убрать секцию с первого по третий повороты и продлить стартовую прямую.

Вариант изменения конфигурации трассы.
Вариант изменения конфигурации трассы.

Это решение выглядит более безопасным и менее безопасным одновременно. С одной стороны, четвертый поворот имеет немного иной характер, поэтому там получить преимущество за пределами трассы будет сложнее. Но, с другой стороны, это может потребовать увеличения зоны вылета. Однако, учитывая, что вход в поворот в принципе скоростной, увеличение зоны если и нужно будет, то весьма небольшое.

Создать за первым поворотом зону вылета, а остальную часть оградить стеной.

Вариант изменения первого поворота.
Вариант изменения первого поворота.

Такое решение будет сродни тому, как выглядят первые повороты в Монако или Баку. Если пилот промахивается с торможением, то ему придется проезжать по прямой, разворачиваться и только после этого возвращаться на трассу. Такая потеря времени, а также риск просто остаться в стене, не вписавшись в поворот, заставит многократно продумывать обгон именно в этом месте. Минус такого решения сразу же очевиден - и без того не особо обгонная трасса лишится одного из немногих мест, где этот обгон можно совершить.

Вывод:

А вывод прост и тривиален - смириться и перетерпеть. Известно, что данная трасса - временное явление до тех пор, пока арабы не построят стационарный автодром. Ждать, что кто-то будет заморачиваться над решением проблем на временном автодроме также глупо, как и делать ремонт на съемной квартире за свой счет. Единственное теневое решение, которое хоть как-то реализуемо и не несет особых расходов - сделать первый поворот более острым, чтоб пилотам приходилось тормозить еще сильнее. Однако, если вышеописанные способы могут давать хоть какую-то гарантию, то это - откровенно кот в мешке.

На этом, пожалуй, все. Продолжаем любить наш прекрасный спорт и не забываем запастись попкорном, чипсами, орешками и квасом перед самым ожидаемым финалом сезона Формулы-1 за последние 6 лет.

Спасибо за внимание.

#формула-1 #гран-при саудовской аравии #макс ферстаппен #льюис хэмильтон #автоспорт #jeddah Corniche Circuit