Песню «Три полоски» я, конечно, знаю и люблю, но проанализировать ее меня попросила читательница. Я ответила: «Без проблем». И тут же начались проблемы.
Я впервые осознала, что до сих пор весьма безответственно подходила к выбору печатного текста в интернете. Просто брала тот, который мне казался более грамотным, если не было текста на официальном сайте. И вот, что делать с «Тремя полосками», если у нас есть несколько вариантов синтаксиса для первого куплета и каждый предполагает немного разную интерпретацию?
Можно, конечно, вообще не анализировать текст, но я подумала, что есть и иной выход. Поэтический текст по своей сути предполагает множественную интерпретацию. Именно по этой причине многие современные поэты отказываются от знаков препинания: так можно связать в одно предложение и одновременно с этим разделить на разные предложения одни и те же строчки и просто слова. Так что будем предполагать, что в анализируемом тексте у нас все связано со всем и одновременно разделено. Тем более, что песенный текст предполагает восприятие на слух, где мы тоже не можем с уверенностью сказать, что одно предложение закончилось и началось другое.
Итак, приступим.
Как же произошло
Жизнь опять словно белый лист
Мажет красками холст
Красно-желтым ее каприз
Переведем на язык прозы, чтобы было понятнее.
Вариант 1. Как-то так произошло, что жизнь опять стала похожей на белый лист. Ее каприз (каприз жизни) мажет холст красно-желтой краской.
Вариант 2. Как-то так произошло, что жизнь опять мажет красками холст, похожий на белый лист, и красно-желтой краской изображает свой каприз.
Вариант 3. Как-то так произошло, что жизнь опять похожа на белый лист. Жизнь мажет красно-желтой краской холст, изображая каприз некой дамы («ее»).
Можно придумать еще варианты, но, по большому счету, все эти метафоры сводятся к следующему: в жизни лирического субъекта (персонажа, от лица которого ведется повествование) произошло нечто выбивающее его из привычного течения событий. Вероятно, это некий красно-желтый каприз. Почему именно красно-желтый? С одной стороны, это теплые цвета, ассоциирующиеся с солнцем («желтое солнце», «Красно солнышко»). С другой – эти же цвета характерны для образа осени.
Смотрим дальше:
Ночь все перевернет
И оставит боль на потом
Точно еще повезет с теплом
Мы понимаем, что событие из предыдущих строк было болезненным, поскольку ночь все перевернула и оставила эту боль на потом. Более того, наш лирический субъект выражает надежду на теплое, хорошее будущее.
Обратим внимание, как все переплетено: тепло – это что-то хорошее, наш каприз обозначен теплыми цветами, но в то же время отсылает к осени, к похолоданию. И боль будет, хоть и «потом».
Дальше следует припев, вырывая нас из зыбкого метафорического мира, в пространство обыденного:
Джинсы порезаны, лето,
Три полоски на кедах
Под теплым дождем
Ты снова лучше всех
А дачу, маму, билеты
Мы переживем
Джинсы, кеды, дача, билеты – вещественные образы. Лето, дождь и мама – хоть и не вещи, но тоже весьма конкретные явления. В припеве описывается простой, обыденный мир: мы обычные люди в джинсах и кедах, наслаждаемся теплым летним дождем; у нас бывают обычные, как и у всех людей, разногласия по поводу дел на даче, отношений с мамой и покупки билетов, но мы все это преодолеем. Обратим внимание, что простое перечисление «дачу, маму, билеты» включает целый ворох проблем, связанный с этими явлениями. Каждый слушатель может выбрать свои истории и вложить их в эти слова.
Второй куплет:
Зайди в знакомый подъезд
Поднимись на восьмой этаж
Смотри как солнышко ест
Этот мир он уже не наш
Сначала он продолжает конкретику припева. Наш лирический субъект предлагает героине вернуться в знакомую квартиру, скорее всего, их жилище. Но дальше «солнышко ест мир». Земля вращается вокруг солнца, время идет, мир меняется и перестает быть нашим. Снова совмещение: знакомый подъезд, солнышко – вещи скорее хорошие, но то, что мир уже не наш настораживает. Девушка должна была зайти в знакомое пространство, в знакомый мир, но доброе солнышко (оно доброе благодаря уменьшительно-ласкательному суффиксу) почему-то ест мир, забирает у героини ее и лирического субъекта их мир.
Скоро наступит сентябрь
SMS'oм пришлет пароль
Он оденет тебя в новую любовь
Действительно, скоро должен наступить сентябрь (красно-желтый как каприз из первого куплета), он пришлет пароль герою и/или героине, и оденет ЕЕ в новую любовь. Эту фразу можно понимать по-разному.
С одной стороны, лирический субъект надеется, что они переживут все неприятности, что еще повезет с теплом. В этом случает новая любовь – это новый этап отношений, новый взгляд лирического субъекта на возлюбленную. SMS от сентября получит или наш лирический субъект, или оба персонажа, поскольку поймут как вести себя в новых условиях.
С другой стороны, мы помним, что боль из первого куплета не излечили, ее оставили на потом, солнышко лишило героев их мира, в таком случае, смс сентябрь пошлет героине, даст ей новую любовь, а наш лирический субъект останется страдать от той самой припасенной боли.
И дальше снова припев, выражающий надежду на то, что герои все переживут.
Так о чем же эта песня в итоге? О любви. О надежде на светлое совместное будущее и, в то же время, о предчувствии расставания.
Я знаю, что сам Александр Красовицкий в интервью у Юрия Дудя рассказывал, что в песне ему удалось передать дух влюбленности и юношеских надежд (во время написания текста он был влюблен в девушку, заканчивающую школу). Но здесь есть и ощущение тревоги, с которым лирический субъект борется: «боль на потом» - «повезет с теплом», «знакомый подъезд» - «мир уже не наш», «мы переживем».
Может быть, вы разглядели в песне еще какие-то смыслы? Пишите о них в комментариях.
Не забудьте поставить лайк, если вам понравился разбор.
#Animal ДжаZ #стихи #анализ текста #смысл песни #культура #искусство