Эмоциональные расстройства у детей включают тревогу, страх, депрессию, булимию, анорексию, энурез, заикание и тики. Узнайте о распространенных эмоциональных расстройствах у детей дошкольного и школьного возраста. Узнайте, как помочь страдающему ребенку.
Причины эмоциональных нарушений у детей
Эмоциональные нарушения у детей могут возникать с первых лет жизни и сохраняться в более старшем возрасте вплоть до взрослости. На каждом этапе они принимают различные формы со своими характерными симптомами. Причины эмоционального неблагополучия могут носить как нейробиологический, так и психосоциальный характер.
Эмоциональные нарушения у детей вызываются, в частности, следующими причинами.
· Заболевания и расстройства, которые негативно влияют на гормональную регуляцию, особенно на уровень нейромедиаторов, таких как серотонин, дофамин и норадреналин.
· Структурные и функциональные аномалии центральной нервной системы.
· Личностные факторы, включая чрезмерную врожденную робость, ипохондрию, отсутствие уверенности в себе.
· Ошибки, допущенные в процессе воспитания и социализации, такие как:
– чрезмерная опека или же полное отсутствие надзора,
– отсутствие в жизни ребенка или, наоборот, избыточное присутствие родителей в жизни малыша,
– чрезмерная избалованность или чрезмерная критичность со стороны старших.
· Домашнее насилие, ссоры, атмосфера страха, сексуальное насилие.
Виды эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста
Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста чаще всего связаны с нарушением прежнего ритма жизни, разлукой с родителями на многие часы, травматическим контактом со сверстниками. В этом возрасте дают о себе знать и ошибки воспитания первых лет жизни, и неблагополучие в семье, оставившие свой след на психике.
Спектр эмоциональных и поведенческих расстройств у малышей в возрасте 3-7 лет очень широк.
· Невротические расстройства различных типов, возникающие на основе тревоги, в ответ на стресс, ощущение угрозы, проблемы адаптации, разлуку. Они могут проявляться десятками способов, включая плач, апатию, агрессию.
· Страх – более простое чувство, чем тревога, вызванное конкретной угрозой, например, насилием или темнотой. Если в первом случае речь идет о патологии, то страх, связанный с отсутствием света, присутствует у огромного процента малышей.
· Энурез – непроизвольное, неконтролируемое мочеиспускание во время сна. Это эмоционально-поведенческое расстройство, связанное с неспособностью выработать соответствующие рефлексы, но также коррелирующее с высоким уровнем тревожности.
· Заикание – неспособность произносить определенные звуки или их повторение, возникающее нередко на нервном фоне.
· Тики – неконтролируемые движения определенных групп мышц, часто возникающие в результате травматических событий или длительного воздействия патологических факторов, таких как физическое и психологическое насилие и другие формы агрессии.
· Эмоциональное безразличиекак следствие недостаточного контакта с матерью в первые годы жизни ребенка
· Психомоторное торможение – далеко зашедшая апатия, замкнутость. Заторможенные дети могут быть:
– напряженные, они прилагают огромные усилия для выполнения всех задач,
– уступчивые или тихие: вежливые, послушные, молчаливые,
– с низкой самооценкой, слишком самокритичные.
· Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – поводом для наблюдения ребенка на предмет СДВГ и возможного его диагностирования примерно в возрасте 7 лет.
· Агрессия, как физическая, так и психическая, вербальная
· Нарушения аппетита, нервная анорексия.
Как помочь ребенку с эмоциональными нарушениями?
Все зависит от возраста пациента и характера дисфункции. До 18 лет фармакологическое лечение применяется относительно редко, а если и применяется, то обычно с помощью ингибиторов обратного захвата серотонина (антидепрессантов).
Однако более предпочтительными, особенно у дошкольников, являются психотерапевтические и психолого-педагогические мероприятия. Их цель – выявить источники напряженности, снизить уровень тревоги, как сознательной, так и бессознательной, и наконец – выработать соответствующие защитные механизмы и новые способы мышления и действия.
Также малышам очень важно иметь поддержку самых близких людей, особенно матери и отца, чтобы усилить чувство безопасности и принятия себя. Однако важно не впадать из одной крайности в другую, например, из холодности и отчуждения в гиперопеку. Поэтому профессиональная психотерапия и беседы педагогов, психологов должны проводиться и для родителей маленького пациента.
Внимание! Статья носит информационный характер и не может быть использована как руководство для лечения. Обращайтесь к специалисту.
А что вы думаете о проблемах эмоционального плана у маленьких детей? Сталкивались ли вы с такими проблемами? Делитесь опытом и подписывайтесь на наш канал!