Станция метро Достоевская — это, пожалуй, одно из наиболее мистических мест Москвы. Во-первых, при всей вечной загруженности Московского метро, на этой станции почти всегда пусто. Вы никогда не увидите там толпы — то ли тяжёлая атмосфера, царящая там, отталкивает людей, то ли из-за её относительного новшества она ещё не так популярна. Честно говоря, живя в Москве уже более шестнадцати лет, я и сама побывала на этой станции не так давно (в этом году ей исполнилось всего одиннадцать лет).
Сама станция совсем небольшая и не имеет сложных переходов, как, например, Таганская. Стены оформлены декоративными панно, на которых изображаются сцены из произведений Фёдора Михайловича. Пожалуй, в этом и заключается мрачность — сцены эти состоят из убийств и насилия. Собственно, это и есть одна из предполагаемых причин, почему станцию так долго не открывали — работы начались еще в девяностых.
Также на стене у выхода вы найдёте большую мозаику с портретным изображением писателя. Что поразило меня больше всего, так это взгляд прямо в душу — кажется, будто этот холодный и каменный взор способен прочитать все твои мысли.
Чувствуя себя неуютно из-за отсутствия людей и пристального наблюдателя в лице Фёдора Михайловича, я поспешила выйти из метро. Если, стоя спиной к выходу, вы повернёте налево, то сможете увидеть на стене такую надпись: «Здесь, на Божедомке, ныне улица Достоевского, в 1821 году родился русский писатель Ф.М. Достоевский».
Дело в том, что улица, где рос Фёдор, действительно сменила своё название в его честь.
При выходе первое, что вы увидите, — это величественное строение, которое словно оказалось здесь случайно, настолько оно не выписывается в общие пейзажи Москвы. Это театр Русской Армии, невероятно красивое здание, построенное в форме красной звезды. И на площади перед ним тоже почти всегда необычно пусто.
В целом улица Достоевского очень напоминает Санкт-Петербург. Серая, будто бы недоброжелательная, мрачная… однако такая манящая. Человек, который смог прочитать произведения этого гениального писателя и прочувствовать их глубину и смысл, непременно ощутит эту атмосферу. Кажется, что вот-вот пройдёшь мимо Родиона Раскольникова, или столкнешься случайно с князем Мышкиным, настолько хорошо передаёт это место «Вайб»* Фёдора Михайловича.
*Вайб (от англ. — Vibe) — атмосфера, общее настроение.
Статья написана в честь года Фёдора Михайловича Достоевского.