Чернышев А. К.
Меня всегда волновала и волнует проблема лицемерия, которой некоторые пользуются в своей жизни. Особенно, какой вред лицемерие приносит обществу, если ею пользуются политики и деятели культуры.
Считаю, что наиболее точно и развёрнуто последствия лицемерия для страны показаны в выступлении настоятеля храма святого Иоанна Кронштадтского протоиерея Евгения Соколова. В основе его выступления находится деятельность президента Владимира Путина и режиссера, ведущего «Бесогона» Никиту Михалкова за «запредельное лицемерие».
Выступление Евгения Соколова на меня произвело впечатление и по причине того, что эти размышления высказаны представителем русской православной церкви. Неужели у нас есть такие священники, которые могут критиковать не государственное устройство, а обличать ту безнравственность, которая у нас воцарилась в политическом и культурном пространстве страны.
Вот несколько комментариев:
- Кланяюсь Вам батюшка за правду и бесстрашие! Коротко, чётко и ясно! Храни Вас Бог. Господи, помилуй нас грешных, помоги всем.
- Батюшка от Бога, служитель для народа. Здоровья Вам!
- Глаза у Вас очень добрые, но грустные. Всё это, что сейчас творится Вас убивает, волнует, беспокоит. Спасибо вам за заботу о народе. Храни Вас Господь.
Надежда Аржанова. Спасибо, батюшка. Всё правильно сказано, честно. Настоящий российский батюшка. Все должны быть такие, а не оборотни.
Татьяна Волкович. Вот кого нужно поставить Патриархом Всея Руси. Храни Вас Господь, и дай Вам Бог силы и безопасности.
Выступление протоирея Евгения Соколова
Журналист. Батюшка, никак не обойти вопрос с Олимпиадой. Ну никак не обойти. Столько крика, столько грохота. Я честно признаюсь, что я уже пытаюсь осознанно игнорировать это.
Протоирей Евгений Соколов. Сейчас чемпионат мира идёт, не Олимпиада.
Журналист. Вот, можете что-то сказать по этому поводу, и что с этим связано
Протоирей Евгений Соколов.
Давайте попробуем понять, что происходит. Почему во всём мире происходит то, что происходит. Лозунг «Хлеба и зрелищ» вышел на первое место. Для этого, давай попробуем построить передачу под разбором одного лозунга или призыва: «А если Бога нет, то всё позволено». Это точно, Достоевский в романе «Братья Карамазовы» произносит один из героев. Это, действительно, так. Я в таинстве крещения дал обет, что я признаю идеи Творца, что я попробую построить свою жизнь в рамках его воли, служения ему. А потом как-то от этого отхожу. То есть, я способен обмануть творца. Резко скажу, наплевать на его волю. То прости меня, я делаю, что угодно с остальным миром. И кто передо мной стоит президент, премьер, кто-то наставник какой-то – неважно, если я могу сказать «Уйди», дав ему при этом обет, то тогда о чём речь.
И вот теперь задаёмся вопросом, почему это возможно, как, форма, как возможна измена Богу сознательная. И ответ здесь может быть только один – это лицемерие. Вот эта та страшная форма лжи, которая помогает обойти человеку любые духовные препятствия. Лицемерие – это та черта, с которой спаситель обещал бороться с особой бесаощадностью. Придя в мир, он прощал даже убийц, блудников, разбойников. И только одной категории людей-грешников лицемеров, фарисеев, он не давал даже оправдаться. Он обличал их очень гневно.
И вот давай посмотрим современную форму лицемерия. Как удаётся людям, опираясь на двойную мораль, заведуемую ложь выдавать за истину и за правду. Это, действительно, так. Они понимают, наверное, в глубине души, что говорят ложь. Но на волне двойных стандартов, выдают это за истину, и тем самым оправдывают все свои действия.
Попробуем разобрать сейчас на не ком примере.
Вот недавно совсем вышла передача Никиты Сергеевича Михалкова «Бесагон», которая называлась «Если не мы, то нас». О чём говорил Никита Сергеевич, о том, что в стране надо навести уборку. Что недопустимо делать то, что делается.
Ну вот, Прямая линия с президентом. 2 миллиона вопросов находились на бытовую тему. Президенту надо заниматься массой дел: внешней политикой, обороноспособностью, глобальными задачами. Почему мы заставляем нашего лидера вот заниматься такими мелкими хозяйственными делами. И вот это всё форма лицемерия. Ответ может быть только один, потому что ему это нравится. А если бы ему это не нравилось, он, наверное, бы поставил таких губернаторов, которое бы всё решали.
И, знаете, вот эти зелёные папочки, и вот этот эпатаж, эта чванливая спесь, самодовольство, самовосхваление, которое присутствует при всём этом. Оно вызывает в духовном плане оторопь. Как это вообще возможно? Но если приходит там из какой-то области 200 тысяч жалоб на хозяйственную тему, ну убирайте губернатора. Зачем тогда он там сидит. И всё просто, ведь да. Наставили людей, которые ничего не делают, и на этом фоне блистаете. Значит, это Вам нравится. Это крайняя форма лицемерия.
Неужели Никита Сергеевич это не понимает, думаю понимает, но боится сказать прямо. Это в отношении интеллигентское, да. Как-то завуалированно. «А вот мы. Надо всё это сделать». И вот дальше он. Он же верующий человек. Он ведёт свой «Бесагон» на фоне иконы. Говорит о своей вере. И далее он говорит, что вот надо «разработать прямые законы и заставить губернаторов жить по этим законам. А контролировать кто будет? Ну, может, хоть Росгвардия, или кто там.
Так это верующий человек. Он не говорит о том, что надо веровать в Бога в душах людей, в семьях, в нашем непосредственном жизни живого, личностного Бога. Он этого не говорит. Он должен быть политкорректен. Он в очередной раз призывает построить рай без Бога. Мы это пытались сделать 70 лет при советской власти, абсолютная власть была, и что. К чему мы пришли без Бога? И вот результат сегодня. Верующий человек говорит о том, то надо, опять навести некоторое подобие порядка, убрать страну без Бога. Он что не понимает, что это крайняя форма лицемерия. Вот вся наша интеллигенция здесь.
И повторяю, они это так ловко делают. Ну почему Вы нас считаете совершенно глупыми. Мы что не видим, что вы лицемерите. Но если могут лицемерить первые лица и культурная элита, то что остаётся другим людям ждать.
Ну, пойдём дальше. Вот совсем недавно была эта Прямая линия с президентом. Ему задали вопрос: «Какой бы совет Вы дали своим внукам, исходя из Вашего воспитания?» Он ответил: «Не врать». Я сказал, что самая высшая форма лжи – это лицемерие. Вот выше нет. Самая страшная форма лжи – это лицемерие.
Ну, давайте, посмотрим вот, как проявляется это в данном случае – это лидер. Вот так говорит открыто, публично. Вот он поставил задачу министру образования Васильевой, вернуть наше образование с пятого десятка в первую десятку. Чтобы наше образование вернулось на свои высоты. Скажем прямо, совсем недавно, 20-25 лет назад у нас было лучшее образование в мире. Мы были лучшая страна с лучшим образованием и средним и высшим. И вот теперь, как мы оказались там на 52-ом месте, или каком-то ином, и ставится задача вернуться обратно. Мне хочется спросить, а почему мы там оказались, а почему не разобрались.
Где гарантия, что после наших реформ на 105 не попадём. Ведь нельзя не проанализировать ошибки, подниматься снова вверх. И что?
Давайте рассмотрим вот эту запредельную ложь нашего лидера. А если мы скажем честно, то в это время управления в течении 10 лет, даже больше министром образования были 2 человека, господин Фурсенко Игорь и его верный продолжатель господин Ливанов. Господин Фурсенко открыто, не скрывая сказал придя в должности министра образования: «Советская власть воспитывала личность. Мы будем воспитывать первоклассного потребителя». Это было произнесено открыто, и как цель он поставил и отлично справился. За 12 лет они воспитали первоклассного потребителя, но при этом уровень образования упал на 52-е место. Теперь поставили другую, русскую женщину, кто же нас будет спасать, как всегда. Но при этом, а где же господин Фурсенко, он как-то, не то, что его наказали, но как-то обличить, сказать, что смотрите, что Вы сделали с нашим лучшим в мире образованием. Сегодня он советник президента по вопросам науки и образования. Как такой человек, может быть советником президента. Как мы будем подымать образование, если у тебя в советниках сидят люди, уронившее это образование в пропасть, сознательно уронившие, не ошибочно. Ладно, ошибались, они сознательно это сделали.
И вот я видя всё это, когда меня учителя спрашивают, а как это возможно. Я развожу руками – это лидер страны, который говорит, что главное не врать и одновременно вот этой двойной моралью лицемерит перед всей страной. Или за кого он нас считает, что мы ничего не понимаем, или мы ничего не видим.
Пойдём дальше. Я как-то говорил, но повторюсь, что он в Артеке, когда его дети спросили: «Какую черту характера Вы больше всего цените в руководителе?» Он ответил: «Порядочность». И когда я попытался среди студентов спросить: «Кто такой порядочный человек?»,- выяснилось, что 15 человек, 15 мнений. Более того, мнения порой были противоположными. Ну, к примеру, там была задача: «Вас пригласили участвовать в проекте, вы подписали контракт. И через какое-то время выяснили, что контракт греховный, грабительский. Ваши действия». И были люди, которые писали, я срочно уйду из проекта. А были и такие, которые сказали, что поскольку я подписал, как порядочный человек, я должен дойти до конца. Путин говорил, наш президент о том, что он ценит порядочность. Какую порядочность? Вот их 15 порядочностей. Что за лицемерие такое? Вот общие слова. Мы не договорились о терминах, что такое порядочность, а что такое патриот. Патриотами себя считают Явлинский, Жириновский, Зюганов, ну многие считают ещё. А кто из них патриот? Какие для государства черты характера у этих патриотов ближе, роднее, опять же ничего не сказано.
И вот повторяю, это запредельное лицемерие постоянное, оно просто развращает людей. И вот сегодня мы видим, чтобы люди ни о чём не думали, теперь нам надо хлеба и зрелищ – лозунг, который исповедует наша власть. Мы же 20 лет живём без идей. Но она нам не положена согласна нашей Конституции, то есть мерилом нравственности является Уголовный Кодекс. Мы это говорили об этом уже неоднократно, давайте повторим. То есть, и вот эти люди, Государственная Дума, Совет Федерации, они занимаются научными и важными делами, принимают законы. Ну что такое закон? Закон нужен там, где есть область безнравственности. Люди нарушают какие-то нравственные нормы, и чтобы они этого не делали, рождается закон. А почему, собственно, они нарушают нормы? Почему происходит нарушение норм? Потому что нет воспитания. Потому, что невозможно сегодня воспитание ни в школе, ни в институте, нигде, поскольку нет Нравственного Кодекса, которое исповедует государство. Повторяю, вот с этой дикой моралью Уголовного Кодекса, государство уже существует 18 лет, и нам постоянно что-то говорят о традиции, говорят о воспитании, говорят о патриотизме и при этом или ехидно улыбаются, или считают нас, действительно, за недоумков. Я уже не знаю, как и говорить.
Давай поговорим о самом страшном, о том, что тщательно обходится, но оно уже вышло на поверхность, и молчать об этом, действительно, уже просто нельзя.
На прошлой прямой линии президента с журналистами был задан вопрос: «Мы собрали миллион подписей против операции аборта в системе ОМС, подчеркнув, в системе страховой медицины. Мы не ратуем вообще за запрет, мы говорим о том, чтобы государство не оплачивало в государственных больницах государственных врачей, за государственный счёт вот эту операцию». И что ответил наш лидер. Он сказал: Вопрос сложный. Во всех странах мира эту операцию делают, поэтому надо думать, надо решать, сразу подходить нельзя». Мне хочется спросить, но тогда не опозицинируйте себя как православный человек. С точки зрения канонов православия – это убийство. Произошло зачатие ребёнка, и он не родился. Почему это могло произойти? Ибо замершая беременность, либо убийство абортом. Если женщина родит и убьёт, её сразу посадят в тюрьму, убивать нельзя. А если трёхнедельного убили, это, оказывается, можно. Так господин президент, Вы определитесь: если это не убийство, не ходите в церковь, не прикладывайтесь к мощам, не целуйте иконы. Зачем Вы это делаете, зачем Вы лицемерите если это для Вас не убийство? Мы то за аборты отлучаем от причастия на долгие годы, больше 10 лет. Потому что это, действительно, страшный грех. И вопрос, наше отлучение, наше прощение – это грозное предупреждение матерям о том, что когда ваша душа расстанется с землёй и пойдёт в тот горный мир, вы встретите невинный детский взгляд с вопросом: «Мама, за что?». Этой встречи не избежать. Это страшное испытание, и когда порой женщина осознаёт в пожилом возрасте, что она натворила, жизнь превращается в пытку. И чтобы этого не было, мы говорим, не смейте этого делать – это убийство. Государство говорит, нет, это не убийство, ибо оно узаконила эту операцию.
И давайте посмотрим, в нашей Думе сидят крещённые люди, которые сорвали голосование по вопросу о запрете абортов, просто не явившись на заседание
Вот эта, знаете, такая страусиная политика лицемерия, если Бога нет, то всё позволено. Мы живём вот в это, именно, страшное время. Если за Еферемского младенца Ирод был наказан страшно. Я говорю, неужели Вы не боитесь, что будете наказаны не только за соучастие в этой операции, а за поощрение, за узаконивание этой операции все и Дума, и Совет Федерации и все эти правительства, премьер министры и прочее. Как можно убийства узаконить и говорить: «А что делать, везде это делают?» Так не везде православие исповедуют в отличие от нас.
У нас с вами удивительная страна. Я совсем недавно слышал мнение одного израильского политолога, по-моему, господин Кедми. Он сказал: «Что Россия – это антиимперия. Она укрепляла позиции окраин за счёт центра. То есть за счёт того, что недодавала русскому народу, укрепляла свои окраины. То есть империи грабили окраины, а Россия наоборот, отдавала окраинам, сама живя более скромно. Почему она так делала, потому что она была православной. Потому что православие прививала, действительно, жертвенную любовь к ближнему. А вот то, что происходит сегодня, одна фраза: «Если Бога нет, то всё позволено». Для этих людей и в Думе, и в Совете Федерации, и в наших аппаратах правительства, президента верующих людей нет. Если бы они были, они бы ушли оттуда, они бы не стали узаконивать то, что происходит. А как это можно, почти миллион или полтора миллиона или сотни миллионов абортов в год – это считается нормальным. Ефреемские современные младенцы вопиют к нам, а мы молчим. Я говорю, ну до коле, хватит лицемерить. Если мы думаем, что это лицемерие, что мы как-то найдём левый чёрный ход в царство Божие, то напрасно.
Мы будем отвечать за это все, как народ, который молчал. Молчанием предаётся Бог.
Сколько можно. Знаете, батюшка, мы долго молчали. Я не надеюсь, что и сейчас мы будем услышаны с тобой. Ну, давайте, по крайней мере, обострим проблему. Скажем честно, для этих людей нет Бога. Те фарисей древние еврейские, которые сегодня то ли во власти, я имею в ввиду с … взглядом духовным, и Бога нет, то всё позволено. Для них Бога живого нет, бог для них как функция, который должен помогать им в их бедах, в их напастях, в их удержания власти, но не более того. И поэтому такая грустная нота сегодня звучит, потому что люди надеются, люди ждут, а нам обещают некий рай без Бога.
Вот сейчас пенсионная реформа, о которой много говорят. И вы знаете, очень логично говорят, почему её надо делать. Потому что дальше нельзя, потому что дальше идёт провал бюджетный, финансовый. И это вынужденная мера. Да, это плохо, но это вынужденная мера. Обратите внимание, а почему это стало так необходимо. Где анализ, а почему дошли до жизни такой, что приходится повышать пенсионный возраст. Кто виновен в этом? Не с целью расправы, но если есть конкретные виновники, пусть они уйдут из власти, пусть они тогда не управляют нами. Опять лицемерие. Нет нам всеми силами говорят: «Что вот смотрите, вот всё, дыра в бюджете, нечем платить, и тогда, и та далее и так далее. Вот в 30-х годах, когда принималась реформа был один, а сейчас другой». Так у Вас должно получаться, вы живёте в богатейшей стране. У нас богатейшие полезные ископаемые. Вам всё дано. И вы довели до уровня, что надо ухудшать условия, и говорите, никто не виноват, ребята. Смотрите, мы честно Вам показываем, что дальше будет ещё хуже. Почему довели нас до такого состояния. Ответ один – а Бога нет, тогда всё позволено. И давай на этом закончим.
Интернет. You Tube. «Лицемерит перед всей страной» священник о власти Путина». Канал «Русская правда». Текст набрал 28 ноября 2021 г.