Найти в Дзене
По дорогам сказки

Братья Ивана - жадные или осторожные?

Помните, наверное, что во многих сказках Иван добывает разные ценности - Жар-птицу, златогривого коня, Царь-девицу и так далее... А завистливые братья устраивают ему каверзу - подрубают веревку, на которой вытягивают доверчивого Ивана из подземного царства, разрубают его спящего в поле... А что, если это вообще не жадность, дошедшая до безумия? Что, если братьями движут иные мотивы? Например, желание обезопасить себя и свой (человеческий) род? Начнем по порядку. Приключения начинаются, когда Иван с братьями расстается (на распутье, у горы, глубокой ямы - т.е. возле входа в подземный мир). И, что интересно, обычно Иван идет туда отнюдь не по доброй воле. Либо более удобные дороги выбрали братья, либо так выпал жребий. Никогда он не бьёт себя кулаком в грудь со словами: "А ну, давайте-ка я...". И этому есть простое, вполне рациональное объяснение. Кто-нибудь вообще может торопиться на тот свет?.. Во-о-от. И Иван не спешит. Даже в тех сказках, где братьев у него нет, его отец, например, х

Помните, наверное, что во многих сказках Иван добывает разные ценности - Жар-птицу, златогривого коня, Царь-девицу и так далее... А завистливые братья устраивают ему каверзу - подрубают веревку, на которой вытягивают доверчивого Ивана из подземного царства, разрубают его спящего в поле... А что, если это вообще не жадность, дошедшая до безумия? Что, если братьями движут иные мотивы? Например, желание обезопасить себя и свой (человеческий) род?

Художник Станислав Ковалев
Художник Станислав Ковалев

Начнем по порядку. Приключения начинаются, когда Иван с братьями расстается (на распутье, у горы, глубокой ямы - т.е. возле входа в подземный мир). И, что интересно, обычно Иван идет туда отнюдь не по доброй воле. Либо более удобные дороги выбрали братья, либо так выпал жребий. Никогда он не бьёт себя кулаком в грудь со словами: "А ну, давайте-ка я...". И этому есть простое, вполне рациональное объяснение. Кто-нибудь вообще может торопиться на тот свет?.. Во-о-от. И Иван не спешит. Даже в тех сказках, где братьев у него нет, его отец, например, хитростью отправляет к лесному озеру, которое так же оказывается входом в иной мир.

Художник Глеб Бедарев.
Художник Глеб Бедарев.

По сути, для живых царевич становится... мертвецом. И, конечно, вряд ли кто обрадуется, если мертвец будет расхаживать среди живых. Такого мертвеца называли упырем или заложным. Считалось, что он может навредить живым.

Напрашивается ещё и такой вопрос: почему матушку из подземного мира достали, а Ивашку бросили?.. Скорее всего, потому, что Ивана оставили вместо матери. Когда один покидает тот мир, другой должен занять его место. Такая ситуация описывается в шумерском мифе. Богиня Инанна решила испытать судьбу и спустилась к своей сестре Эрешкигаль, властительнице царства мертвых. А вот вернуться без посторонней помощи ей уже было невозможно.

"...Тогда оба вестника сняли труп богини с гвоздя, и Кугарру осыпал её зернами жизни, а Калатурру опрыскал её водой жизни. И поднялась Инанна на свои прекрасные ноги и бодро двинулась к воротам подземного мира. Но семеро ануннаков, судей мертвецов, тут же бросились к ней. "Никто ещё не покидал нашего царства, не оставив кого-нибудь вместо себя!" - закричали они." (На иллюстрации - Инанна в подземном мире. Художник E.Ch. Wallcousin).
"...Тогда оба вестника сняли труп богини с гвоздя, и Кугарру осыпал её зернами жизни, а Калатурру опрыскал её водой жизни. И поднялась Инанна на свои прекрасные ноги и бодро двинулась к воротам подземного мира. Но семеро ануннаков, судей мертвецов, тут же бросились к ней. "Никто ещё не покидал нашего царства, не оставив кого-нибудь вместо себя!" - закричали они." (На иллюстрации - Инанна в подземном мире. Художник E.Ch. Wallcousin).

В итоге только её супруг Думузи согласился отправиться туда вместо нее.

В русской сказке "Чудесный ящик" Иван вообще из подвала выводит очень-очень много людей. И его же самого по приказу хозяина, на которого он работал, оставляют внизу.

Вообще, возвращение с того света сопровождается не только проблемами с братьями. В сказке "Морской царь и Василиса Премудрая" молодожены вынуждены бежать, скрываться от погони. Сам царь того мира не желает отпускать их к живым не потому, что такой вот он собственник и свою дочь Василису любит до безумия. А потому, что "не положено"!

Иллюстрация к сказке "Морской царь и Василиса Премудрая". Художник Виктор Бритвин.
Иллюстрация к сказке "Морской царь и Василиса Премудрая". Художник Виктор Бритвин.

Причем есть такие моменты, которые в некотором роде подтверждают этот факт. Например, во многих сказках вернувшегося царевича никто не узнает. Почему? Да потому, что он же умер! Не может он быть тем самым Иваном, тот Иван уже давно на том свете! В одной сказке герой сам себя называет Неумойка, но это не от того, что он чумазый, а, скорее, от того, что тело его перед погребением не было обмыто ( да и погребения как такового не было), он попал туда слишком быстро.

Но тогда напрашивается вывод, что Иванушка - упырь? Не совсем. Но и не совсем человек. Иван ведь приносит не только ценности и красавиц. В том мире он приобретает знания и силу - пьет "сильную" воду, и этим приобщается к существам иного мира. Он обретает умение обращаться с тонкими материями (не о ткани речь, конечно). А то и вообще находит себе волшебного помощника. Может ночью спокойно в чистом поле хоть медное, хоть серебряное, а хоть и золотое царство из клубка (яйца) раскинуть. Посошком, дудочкой, шкатулкой или кольцом волшебным владеет, которому духи подчиняются... Как минимум, это шаман или волшебник.

Иллюстрация к сказке "Три царства: медное, серебряное и золотое". Художник А.Горбаруков.
Иллюстрация к сказке "Три царства: медное, серебряное и золотое". Художник А.Горбаруков.

Бесспорно, что братья завидуют Ивану и хотят занять его место добытчика волшебных благ ( златогривого коня, например, Жар-птицы...). Но при этом они сознают, что возвращается с того света уже не прежний Иванушка, а некто, превосходящий обычного человека. Тот, которого нужно устранить наверняка ( помните, в некоторых сказках: "ведьму привязали к лошадиному хвосту и по полю размыкали"). От того ижестокая расправа над ним.

Что, впрочем, братьев никак не оправдывает...

Спасибо, что дочитали до конца!

Наталия Трясцина.

Уважаемые читатели, я за конструктивную критику. Комментарии типа "бред", "чушь" и т.п. будут удалены!